Тройка-птица
Art-Yama
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Памятник Гоголю работы Зураба Церетели

Во всей Италии существует два памятника посвящённые Николаю Васильевичу Гоголю. Это памятник работы Зураба Церетели, установленный в Риме в саду поэтов. 

И средовая инсталляция "Птица-тройка" парящая в виноградниках Тосканы.
светящаяся птица-тройка

И светящаяся по ночам от вложенной в неё творческой энергии и полёта. 

Ниже можно прочитать увлекательный репортаж об удивительном строительстве этой птицы-тройки, связанных с ней смыслах, концептуальных ответвлениях и философско-лирических отступлениях.
Тройка-Птица, арт-Яма или как мы строили летающие корытца

В 2008 году в Тоскане на арт-фестивале Ателье де Артиста-2008, на дивной виноградной ферме, рядом с погребами и собственно самим винзаводом,  проживали четыре художника (Винченцо Балена из Италии, Аяко Накамия и Тетзуро Шимизу из Япониии и Ваш покорный слуга). И вот как-то раз, гуляя по округе после сытного ужина, мы наткнулись на четыре древние убитые кареты, как минимум из XIX века. (Карета по-итальянски корытцо). Да надо заметить, что Винченцо совсем не говорит по-английски, японцы делают вид, что говорят, но понять их английский можно только после седьмого стакана, а я соответственно по-итальянски знаю слов 20. Но это не помешало всем четверым осознать, что с корытцами надо что-то делать. Что делать, что делать? Искусство конечно. На следующий день мы при помощи маленького бульдозера, каким-то невероятным чудом не обрушив всё это хозяйство и не убившись, перетащили кареты под навес и договорились, что будем весь год денно и нощно думать над проектом и на следующем фестивале сваяем что-то грандиозное.

Фотогалерея         Комментарии

Винченцо Баллена, Тетзуро Шимизу, Аяко Накамия, Михаил Погарский (начало работ)

Ну, год прошёл как день-деньской, время близится к финалу, а тут 200 лет Гоголю нарисовалось, ну я и пишу: «дайте мне карету и пять столбов, я отправлю её в полёт и это будет птица-тройка, оммаж Николаю Василичу, символ России (не всё же у нас берёзки, матрёшки и водка). Птица-тройка – это, пожалуй, покруче будет. Ну, приезжаю, Винченцо тащит лист бумаги и давай рисовать, как он эту летающую карету видит. Короче уже не одна, а три кареты этаким гуськом возносятся в небо. Я говорю здорово, конечно, но у тебя тут получается высота больше семи метров и как это всё крепить-то? Японцы тоже радуются 7 метров это, говорят, хорошо. Ну чтобы хоть как-то уменьшить конструкцию, пусть, говорю, из ямы вылетают. Из земли в небо, символично, да и вообще, говорю, если мы все одну конструкцию будем лепить надо проект переименовать, он же становится тогда международным, вот и назовём его Яма! Смыслов – немеряно: яма по-русски земляная дыра из которой  полёт и начинается, в индийской мифологии Яма бог подземного царства, который согласно преданию когда отправился познавать мир – попал на небо, по-японски яма – гора, символ вознесения, в Монголии ям – это путь, дорогоа, в старой руси ям – почтовая станция, на которой меняли лошадей, а ямщик – это извозчик. Ну, все репу почесали – и сказали, что это хорошо. Но тут пришла хозяйка фермы Франка и говорит, что всё хорошо, но семь метров – это слишком. Пять -  максимум! У неё и рельсов таких нет, да и вообще вы тут наворотите, а мне не понравится и будет эта семиметровая калабаха глаза мозолить. Тогда сошлись, что пусть будут две кареты,  и одна как бы вылетает из другой и летит на Север, а вторая так низенько летит в сторону юга. Тут Микки, хозяин фермы, спрашивает, а на север-то почему? Ну, ясен перец, к Полярной звезде, центру так сказать духа и мироздания! 
Починка экскаватора

И, стало быть, на следующий день пошли яму копать. Сначала часа три возились с экскаватором, приделывали ему какую-то ногу, на которую он должен упираться. Она конечно ни фига не хочет приделываться - скрипит, не вставляется и т.п. Было ощущение, что я постоянно кочую из фильмов Иоселиани в Киндза-Дзу. Вот чиним мы ногу. 
- Миша подай «гравицапу»:)
- А что это? Ну вон та ржавая железяка!
-  Да у вас, тут блин всё ржавое!
- Да, вот же она. 
Короче экскаватор вроде как починили. 
- Ну что поехали? – говорю.
- Подожди, так не делается. Надо передохнуть, вина немного выпить (благо весь монтаж идёт подле винзавода, и далеко ходить не надо, наливай из любой бочки или цистерны и пей)
  Ладно, выпили вина поехали. Ткнулись в одном месте – каменная плита, ткнулись в другом – каменная плита (ферма, кстати, так и называется Петральта, Петра – это камень). Тут как раз время обеда, а обед это святое. Часа на два, с обильными возлияниями и обсуждением чё делать-то будем? Мики говорит: «Надо за большим экскаватором идти». Оказывается у него и большой есть и на кой ляд мы полдня возились с маленьким – непонятно?
   Да, с большим-то понятно проще, с большим нам сам чёрт не брат! Но всё равно не шибко большая яма.
Землекоп Михаил Погарский





Короче взял я лопату ломик и более-менее довёл до нужно размера. Да! Ещё надо было же направление выбирать. Долго спорили - где север, на сколько в Италии от физического полдня смещено время,  и т.п. Смотрю Мики умотал куда-то на своём  экскаваторе (за компасом, оказывается, ездил!) и показывает прямо сидя на экскаваторе! Я говорю, ты его ещё прямо на борт положи, пойдём в яму, там точнее будет! Вымеряли, короче, и, я как не странно, со своими солнечными измерениями практически не ошибся:)
Сборка конструкции

Притащили каких-то ржавых рельсов, разобрали по косточкам три кареты и стали из них сваривать одну большую. Варил по нашим указаниям Николо (работник на ферме), который там вообще всем заправляет. Основное его дело – это конечно вино! (я в его лаборатории нашёл две небольшие пробные бутылочки, где на этикетке он от руки написал vino my art, vino my heart).  Ну, короче, Николо варит, мы там что-то подбираем, подрезаем, поддерживаем и т.п. Вдруг, стоп машина. Чего-то куда-то пропало. Что я не очень понял, но ходим, ищем, в пыли ковыряемся. Ищу сам не знаю что, но, думаю, если увижу - может соображу. В общем минут пятнадцать искали ничего не нашли и тогда Винченцо пошёл в сарай и притащил электрическую шлифовальную машину! Там же всё ржавое, а для того чтобы ток в сварочном аппарате возникал нужен контакт с металлом (оказывается мы напильник искали!) ну со шлифовальной машиной дело-то всяко быстрее пошло, а там и напильник отыскался.                     
Сварка

Тут подходит Винченцо с каким-то мешком целлофановым. Давай типа распотрошим. Я, конечно, не понимаю на хрена нам целлофан, но потрошу. Мешок какой-то сильно многослойный, и мы над ним пыхтим довольно долго. Разрезали. Оказалось он хочет подложить его под телегу и отметить установочные ножки, и посмотреть поместимся мы яму-то?
Помой меня

Отметили, взяли какую-то железяку, уровень, конечно, взяли, как же нам без уровня-то, поехали к яме на абсолютно убитом фиате (на стекле которого моя дочь Маша в прошлом году написала «помой меня»:) и вы не поверите, год спустя, эта надпись так и продолжала жить:) Отметили, стало быть, яму подправили, примерную высоту ножек замерили. Варим дальше. Огромная калабаха получилась! Думаю, как же мы её дотащим-то? Вечером Франка тоже спрашивает, а как вы её на место-то доставите? «Я, - говорю, - понятия не имею:)» На утро мы  притащили какой-то железный забор. Распилили его и соорудили некое подобие такой платформы, которую примотали проволокой к ковшу экскаватора.                     
Транспортировка первой кареты

И втыкаемся этой платформой под телегу. Как всё это не рухнуло, одному Богу Яме известно!!! Однако дотащили! Причём дорожки там узкие, деревья мешаются, колдобины такие, что мама не горюй. Но вот, поди ж ты, доставили! Стали опускать, равняя с севера на юг - туда-сюда - чуть-чуть кривовато надо бы одну ножку сантиметров на пять вправо и сантиметра на два вниз (это при длине кареты более пяти метров, ну понимаете какие поправки!) надо так надо, но как это сделать-то? Под каретой вниз и вправо - каменная плита!                     
Каменотёс Винченцо Баллена

Смотрю, Винченцо молоток и зубило тащит, забрался под карету и давай наяривать по каменюке! Потом его Тетзуро сменил, а там и я подключился. В общем - установили!
Первая карета стоит как вкопанная:)


Транспортировка второй кареты

Поехали за второй. А вторая по длине вместе с направляющими трубами вообще больше семи метров. Пришлось её вдоль бульдозера устанавливать. Иначе ну никак не проехать! Направляющие трубы болтаются, звенят, дрожат, вот-вот отвалятся, но Тетзуро мужественно ухватил их и километра полтора спиной вперёд топал, поддерживая! Довезли!
Тетзуро и Винченцо на ковше экскаватора

Но дальше самое интересное. Нужно же это летающее корытцо каким-то образом сверху воткнуть в первую карету. Не-е, думаю, это уж нам точно не по силам! Однако, смотрю, Винченцо с Тетзурой на ковш экскаватора залезли, мы с Аяко, типа, направляем вниз. Попасть в планируемые пространства между деталями нижней кареты, чтобы трубы куда надо встали нужно чуть ли не миллиметровой точностью. Однако туда-сюда  пометались, потолкались – шварк вниз! Ну, как по маслу вошла. Я свои направляющие руки ели отдёрнуть успел. Так, в общем, отделался лёгким испугом и небольшими царапинами!
Художники-строители у только что установленной Тройки-Птицы

Победа!!! Стоит конструкция! Основное сделано. Осталось основание забетонировать и раскрасить нашу птицу-тройку.
Птица-Тройка вылетающая из Арт-Ямы


Бетонные работы

На следующий день пошли бетон месить. Тащит наш бульдозер-трудяга маленькую (и конечно ржавую) бетономешалку к куче гравия и песка (песок такой серый вулканический). Врубаем. Мы с Винченцо гравий с песком кидаем Николо мешок цемента тащит. Стал вытряхивать, пылища кругом - коромыслом! Мики подходит что-то такое поворчал, берёт второй мешок и, не распечатывая, вместе с бумагой ба-бах в бетономешалку! Что там от клочка бумаги бетон хуже что ли станет? Потом помесили и таким специальным колесом разворачиваем эту крутящуюся бандуру и в ковш экскаватора. Поехали к нашей Яме. Я на задней части пристроился – трясёт так, что зуб на зуб не попадает, но ничего ехать можно!
Выграбление бетона

В общем, забетонировали: 10 замесов, 10 ковшей экскаватора – веки вечные не разрушить.
Выравнивание поверхности бетона - важная часть процесса


Небесный живописец Тетзуро Шимизу

Осталось – покраска. Тетзуро, как самый главный наш колорист, эскизик набросал, получилась такая гамма  от холодного к тёплому – от земли к солнцу. Ну, думаю, всё это хорошо, вот только на этой ржавой птице вряд ли какая-то краска держаться будет! Однако, смотрю, Винченцо открывает какие-то бутылки со специальным составом, и начинаем мы в четыре кисти покрывать нашу карету какой-то могучей пропиткой! Затем, покрасили, конечно.                     
Поэзия на оглобле

Винчецо говорит, раз ты у нас ещё и поэт, то надо бы на карете какие-нибудь стихи написать (скрипты там и прочие разности). Надо так надо. И написал на оглобле: «Треугольное бремя свободы направляет пространство души!» - чувствую хорошо получилось, только, как смысл перевести на английский, если я и по-русски-то не очень понимаю, что сиё высказывание обозначает:) Потом, конечно, ещё всяких правильных слов написал.

Иероглифы, обозначающие Арт - Яма.

Тетзуро написал Арт- Яма по-японски, Аяко на колесе тоже какую-то  хайку сочинила!
Хайку на колесе, написанная Аяко Накамия



Тройка-Птица,

Получилось красиво! И парит теперь наша птица-тройка, летит в голубое итальянское небо из арт-ямы, из царства Бога Ямы, правителя юга, строго на север по монгольскому яму-пути, управляемая заоблачным ямщиком, через японские яма-горы к далёкой полярной звезде!



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.