Путь Художника
Artist's Way
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Осень! Осень настала!

Рейхстаг Кристо

Ещё один аспект современного искусства - вовлечение в его ряды самых обычных людей (в этом собственно состоит основная суть паблик-арта). Если же эти люди не совсем обычные, например, бомжи, клошары, люди с серьёзными клиническими психологическими расстройствами, то это, как правило, вызывает волну интереса у праздной публики и выставки с живописью клошаров, к примеру, уже несколько лет с успехом шествуют по Европе, принося их устроителям немалый доход.

 

И, наконец, территория искусства сегодня стала доступной для самого широкого круга людей. Искусство стало для многих чем-то вроде хобби, игры, развлечения. И в этом, разумеется, нет абсолютно ничего плохого. Я сам очень часто с удовольствием ухожу с пути творческого поиска на перепутанные дорожки весёлых арт-игр, и подобно ребёнку беззаботно отдаюсь потоку смеховой культуры. Очень люблю и часто привожу цитату из Йохана Хейзинги : "Поэзия никогда не станет совершенно серьезной. Она стоит по ту сторону серьезного - у первоистоков, к которым так близки дети, животные, дикари и ясновидцы, в царстве грёзы, восторга, опьянения и смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обрести детскую душу, облачиться в нее, как в волшебную рубашку, а мудрость ребенка поставить выше мудрости взрослого. Из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как эта доисторическая (primaevale) сущность поэзии.»  В этой цитате «поэзия» может быть без всякого ущерба заменена на «искусство».

 

И, разумеется, этим играм на полях искусства нужно отдаваться со всей полнотой твоего творческого жара! И тогда сама собой стирается грань между серьёзными поисками и шуточными арт-жестами, между дорогами судьбы и детской игрой в разукрашивание и переворачивание мира.

 

В этом тексте я никоим образом не претендую на какие-либо глубинные теоретические изыскания, касающиеся природы творчества и смысла искусства, это всего лишь моё понимание проблемы и моё разрешение поставленных вопросов. Примерно такими мне видятся путь и жизнь художника. И я прекрасно понимаю, что для кого-то могут быть важны совершенно  другие нюансы, так или иначе проявляющиеся в сфере искусства. Кому-то могут быть важны какие-нибудь там членство, лауреатство, занесение в арт-святцы, стоимость работ и т.д. и т.п. Ну что же это их путь и их выбор, но лично мне всё это кажется шелухой и вздором. И меня гораздо больше заботят непредсказуемые траектории полёта опадающих листьев.

Михаил Погарский, Гюнель Юран. Кости счастья

И если, например, с коммерческой точки зрения выгоднее сделать кожаную обложку с вкраплением алмазов и рубинов (или допустим страз и бисера), а с эстетической - эта книга требует мешковины с вкраплениями куриных косточек, то коммерческий художник выберет первое, а Художник - второе.

 

Любопытно то, что Художник будет всегда в выигрыше! Ведь уже само творчество служит ему наградой и приносит настоящее наслаждение, а успех, продажи и прочие коврижки это всё уже дополнительные бонусы:)

           

Есть некоторые виды искусства в которых изначальная коммерческая составляющая близка к нулю, такие как : мэйл-арт, граффити и вообще стрит-арт, лэнд-арт. Однако, и здесь вполне возможно вторичное коммерческое использование (в котором я не вижу абсолютно ничего предосудительного) в виде продажи фотографий, каталогов, открыток. Так, например, на базе арт-экспериментов Кристо работает целая сувенирная индустрия!

Единственная картина Ван Гога, проданная при его жизни

Но человек по природе своей амбивалентен и ему свойственно, подобно Ван Гогу, с одной стороны погружаться с головой в  проблемы цветопередачи, а с другой стороны мечтать о продажах и об успехе. (Наиболее глубинные и противоречивые стремления человека, согласно Фрейду это стремление к эросу и танатосу, но это так к слову). И вот эти амбивалентные стремления: к чистому творчеству и бренному успеху иногда могут самым банальным образом убить друг друга. Однако, сама природа творчества обладает своего рода защитной оболочкой. И здесь меня, наверное, до конца смогут понять лишь те кто по настоящему погружался в поток творчества, забывая про еду, сон и все житейские заботы. Те, кто творил знают, что когда ты там внутри картины, стихотворения, мультфильма, песни, когда твоей рукой водит нахлынувшая волна идей, образов, созвучий, сочетаний цветов и гармония форм, то просто невозможно думать ещё и о том, как твоё детище будет воспринято, какие принесёт награды и дивиденды... Конечно, есть и более сложные, комплексные работы, такие, например, как Книга художника, когда процесс создания не укладывается в единый творческий порыв, но делится на несколько этапов, среди которых есть чисто ремесленная работа, и вот здесь уже удержаться от мыслей о дальнейшей судьбе твоей книги гораздо сложнее, но, тем не менее, настоящий Художник всегда будет следовать за своим вкусом и диктатом внутреннего материала книги.
Сальвадор Дали

Можно по-разному относится к работам Сальвадора Дали (лично я от них не в восторге), но в искусстве подачи, в своём собственном имиджемейкерстве  ему конечно же не было равных. То есть, потом когда рукопись окончена, картина написана, книга сделана, можно и нужно подать её в наилучшем ракурсе, сопроводить правильной и привлекательной аннотацией, осветить с самой выигрышной стороны. Путь Художника от этого не страдает. Презентационная работа производится постфактум, и хорошо если есть рядом понимающие кураторы, которые могут взять функции экспонирования и освещения на себя, если же таковых, нет, то Художник вынужден сам этим заниматься. И здесь, конечно же, таится определённая опасность. То есть надо научиться очень чётко разделять внутри себя разные виды деятельности. В дальнейших творческих процессах, быть может, где-то на периферии сознания обязательно будут сидеть маленькие оплошности или, наоборот, триумфы, всплывшие в процессе предыдущих презентаций и Художник может ради будущих успехов свернуть со своего пути. Подчеркну, что сделанное мной, довольно размытое и скорее поэтическое, чем искусствоведческое определение пути Художника - это в первую очередь внутренняя проблема, которая важна лишь самому Художнику. Только наедине с самим собой он может честно ответить: какие цели для него важны, куда он идёт и что ищет. На первый взгляд размышление о пути Художника, а также выбранные маркеры, помогающие ему не сбиться с этого пути и определённая суета вокруг подачи сделанных работ (организация выставок, печать каталогов, создание сайтов и т.п.) может показаться противоречием и в определённом смысле так оно и есть.
Архип Куинджи. Ночь над Днепром

Искусство подачи, это целая наука и требует глубокого знания психологии, чувства современных настроений, артистизма и даже таланта! И, собственно, ничего плохого в том нет, чтобы уметь наилучшим образом преподнести свою работу. Например, когда Архип Куинджи делал презентацию картины "Ночь над Днепром" - это было целое театральное представление, и картина предстала перед зрителями чуть ли не в мистическом свете.
Анри Руссо и спящая цыганка

И если нам покажут одну и ту же работу с разной легендой, то восприятие её у нас будет совершенно разным. Вот, например, смотрим мы на не так дано всплывший шедевр Анри Руссо, где художник вписал свой автопортрет на картину со спящей цыганкой. И мы  таем от этого чистого простодушия великого мастера, а потом нам говорят, ну что Вы какой же это Руссо это рисунок десятилетнего мальчика, который учится рисовать, копируя великого французского примитивиста, и мы смотрим на эту картину уже совсем другими глазами.  А когда нам сообщат, что это всего лишь компьютерный коллаж и у нас возникнет третья оценка этой работы.
Анатолий Зверев. Натюрморт

А вот Анатолия Зверева, сублимировавшего в своём творчестве многочисленные достижения и находки своих предшественников в пространстве живописи и оказавшего серьёзное влияние на её дальнейшее развитие, успешным конечно не назовёшь.

 

Разумеется, в жизни в чистом виде арт-ремесленников и Художников не бывает, и у первых бывают Художественные порывы, и вторые продают и хотят продавать свои работы. Но вот изначальный вектор, внутреннее ощущение, самоопределение, здесь играют решающую роль. Вполне понятно, что с практической точки зрения, с позиции оценки произведения искусства подобное определение Художника не имеет никакого смысла. В конечном итоге рядовому покупателю не очень интересно, что там творилось в душе у Художника, и о чём он думал, когда делал свою работу, ему скорее важна внешняя оболочка и та мифология, которая накручена вокруг этой работы, сознательно или стечением обстоятельств. Объективных критериев для оценки произведения искусства нет и быть не может.
Юлий Клевер. Пейзаж

Тема успешности это вообще разговор отдельный. Кто сегодня помнит к примеру о салоном художнике конца XIX начала XX века Юлии Клевере, который был безусловно очень успешен и востребован, продавал свои работы  по весьма высоким ценам и был знаменит не меньше, чем сегодня Никас Сафронов, или допустим Илья Глазунов.
Автор, подле специальной машины "СтихияИветр" на берегу Волги

Здесь идёт речь о Художнике в широком смысле слова (здесь и далее я пишу его с большой буквы) и в зависимости от того инструментария, который для него наиболее сподручен, он может быть: поэтом, музыкантом и даже религиозным деятелем, философом, да в целом это Художественное отношение к миру может проявляться в самых разных областях. Если Художник работает на территории искусства, то тогда он ещё и художник в узком смысле слова (художник в квадрате:).

            Разумеется, искусством, особенно сегодня, может заниматься кто угодно. С одной стороны его территория манит коммерческих художников. Коммерческий художник (можно назвать его арт-ремесленником) в моём понимании это человек, который стремится зарабатывать деньги посредством своего искусства. То есть сам вектор создания арт-работы изначально направлен в сторону коммерческого спроса, либо в сторону раскрутки имени (здесь речь идёт о многочисленных эпатажных акциях и вообще любых арт-провокациях, цель которых скандал и привлечение внимания). Успешен ли коммерческий художник или нет это другой вопрос, одни подобно Дамиану Хёрнсту очень успешны, о других мы ничего не слышали и никогда не услышим, они мирно стоят в Измайлово или подле ЦДХ и торгуют своими никому неизвестными "шедеврами".

М. Погарский. Роль сумасшедшего из фильма Джилиан Мак-Айвер. Возвращение в детство.

Итак, по моему субъективному мнению: Путь Художника - это путь исследователя, это непрекращающееся творческое переосмысление мира, вечные попытки разрешения тайны мироздания, проникновение в саму ткань бытия, в самую суть всех вещей и явлений, за пределы сознания, туда, где логическое мышление оказывается недееспособным, и открытия происходят на интуитивном чувственном опыте, туда где языковые пространства становятся тесными для выражения промелькнувших истин и художник пытается передать их на языке образов и метафор, либо закручивает вербальные территории в поэтических вихрях, нарушая все лингвистические правила и ломая логические перегородки законов.
Михаил Погарский. Путь Художника

В ЖЖ разгорелась странная (на мой взгляд) дискуссия с Юрием Гиком, суть которой сводилась к выяснению отношений кто такой художник, что такое искусство и что такое коммерческий художник. (см. здесь и здесь) Мой основной тезис был в том, что сегодня искусством может заниматься кто угодно, и что заниматься искусством и быть художником это разные вещи. Ниже я попытался изложить свои взгляды более последовательно без дискуссионного запала и полемических перехлёстов.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.