Оливы
Olives
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Ночь

В одиночестве спряталась ночь... редким шумом, холодным дождём, тонким всполохом фар по стене сквозь окно... да глотком коньяка рядом с лампой настольной... долгой песней сверчка, чашкой крепкого чая, недочитанной книгой, недописанным старым романом, дневником (или если точней ночником) со строкой ни о чём, лишь бы что-то писать, лишь бы мыслить — парить в полусонном сознаньи, лишь бы с краю вселенной своей отыскать недостроенный дом, обгоревшее зданье, где должно, пусть на птичьих   правах, обитать рядом с хламом дневным ночевое призванье...

В ночных пространствах, в звёздной пыли, В осколках полуночных строк — Остался почерк. Почерк стиля... Как росчерк чёрных облаков...

 

Ноль

 

Ноль или нуль был великим изобретением индийских математиков и продвинул систему исчисления и саму математику невероятно сильно.

Каждый сам выбирает свой ноль или нуль, нулевой меридиан, нулевую точку отсчёта… и из неё выстраивает свою собственную математику жизни…

 

Нолев ковчег

 

Проект Нолева ковчега был придуман мной несколько лет назад, но до сих пор не осуществлён. НОЛь или Новый Обзор Литературы. Предполагалось сделать современный срез, а точнее «свал» самых различных литературных опусов. От «Кулинарных рецептов» и «Эротических гороскопов» до изысканной элитарной поэзии и прозы. НОЛь поднобно легендарному Ною должен был собирать в свою кровать-ковчег всех обитателей литературного мира, чтобы после информационного потопа заливающего планету, посредством  художественного клонирования восстановить великое искусство книги. Предполагалось, что НОЛь будет производить намеренно поверхностный анализ современного литературного пространства, выбирая из него случайные островки, характеризующие ту или иную область печатного слова. Разъединяя и перетасовывая отобранные книги в случайном порядке, низводя их целостность к нулевой отметке, НОЛь открывал бы новые возможности прочтения. Прочтения как сотворчества. Читатель выбирая свой путь чтения, пропуская отдельные фрагменты, возвращаясь к началу, задерживаясь в середине и дополняя книгу собственными включениями, становился бы полноправным соавтором книги. Думаю, что со временем я обязательно сделаю этот проект.

 

 

Новые сущности

 

Принцип Лезвия Оккама гласит: «Сущности не следует умножать без излишней необходимости». Английский философ и схоласт 13-го века Уильям Оккам полагал, что реальным существованием обладают только единичные субстанции и их абсолютные свойства, а вне мышления все универсалии всего лишь имена. Поэтому понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке на опыте, должны быть

удалены из науки.

 

Новая жизнь

 

У Орхана Памука есть такой роман «Новая жизнь», в котором герои вырываются из привычного круга и идут не известно куда пересаживаясь с автобуса на автобус, меняют свои имена, паспорта и занятия, начинают движение из нуля, из пустого пространства  с табулы расы (см).

            Сегодня мы те, кто мы есть и к этому моменту нас привела невообразимая цепь случайностей, счастливых выигрышей, дурацких поступков, нелепых поворотов, непредсказуемых движений и внезапных интуитивных решений, а также целеустремлённых усилий, неустанных трудов, непрерывных поисков и решительных действий. При желании мы всегда можем проследить тот путь, который так или иначе привёл нас в точку «здесь и сейчас», но никогда не узнаем того чего избежали, отчего уберёг нас наш ангел-хранитель и в каком месте демон-искуситель дал маху.

            Кого-то вполне устраивает его здесь и сейчас. Он достиг поставленной самим собой планки (см) и совсем не хочет поднимать её выше, а кто-то наоборот чувствует, что рухнул на самое дно и нет у него никаких сил, чтобы снова подняться. Однако, следует помнить, что любое падение может вновь обернуться взлётом, и не случайно же сказано, что последние станут первыми! Нужно только не бояться менять свою жизнь! Изобретай свою сущность заново! Стань поэтом, художником, режиссёром собственной судьбы влей в неё ведро сюрреализма и авангардизма, разрушь установившиеся рамки и твори!

 

Неспешность

 

Мы живём в век всё возрастающих скоростей. Скорость перемещения в пространстве. Скорость передачи информации. Скорость массового производства. Высокие скорости захлёстывают мир. И он на бешеной скорости катится в свои тар-тарары.

            А в искусстве важна неспешность! Для того чтобы погрузиться в книгу нужно пройти курсы медленного чтения! Конечно какой-нибудь учебник перед экзаменом можно прочесть и по диагонали. Но книга (см), настоящая Книга требует к себе неспешности, проговаривания, остановок и возвращений, обдумывания, диалога. Точно также любое произведение искусства должно приходить к нам на медленной скорости.

            Разумеется, и само творчество (см) невозможно поставить на высокоскоростной конвейер.  Само произведение может быть создано и очень быстро, но вот путь к нему требует длительной самоотдачи, сосредоточенности, неустанного поиска и труда. На эту тему есть очень любимая мною притча про самого совершенного в мире краба.

Однажды к мудрецу, художнику и поэту Чжуан-Цзы пришёл нарочный от императора всей Поднебесной. «О, великий Чжуан-Цзы, - сказал нарочный, - наш император, наслышанный о твоей мудрости и талантах, просит тебя, чтобы ты написал для него самого совершенного в мире краба! Скажи мне, что тебе нужно для этого?»

«О, - сказал Чжуан-Цзы, - это дело непростое. Мне нужен небольшой домик с садом на берегу моря, чтобы было, где отдохнуть, предаться размышлениям и медитациям, трое музыкантов моих друзей из восточного квартала, чтобы мы могли музицировать тихими лунными вечерами, несколько близких мне философов и поэтов, чтобы мы могли неустанно обсуждать между собой загадки и тонкости мироустройства, небольшой погреб с вином, чтобы было чем согреть наши тела и повеселить души, повар Ли Ю из срединного царства, который лучше всех готовит ласточкины гнёзда. Танцовщица А Тамико из деревни с южного склона, которая потрясающе танцует танец облетающих листьев дерева Со. Рыбак Бо Ти, который знает тысячу с лишним морских историй про донных чудовищ. Немного денег, чтобы мы могли покупать себе еду и напитки, и один год времени». Выдал император Чжуан-Цзы всё, что он запросил, собрал всех тех, кто был ему нужен, и на целый год оставил в покое. Через год приходит к Чжуан-Цзы нарочный от императора: «Ну как, мастер? Ты уже нарисовал самого совершенного в мире краба?» «О, нет, досточтимый, задача оказалась куда как сложнее, чем я себе представлял. Оказалось, что мне не хватает мудреца с жёлтой горы, который бесподобно заваривает жасминовый чай, а также охотника Су Чжао, знающего всё о повадках птиц и зверей, к тому же у нас практически закончилось всё вино и все деньги, а, кроме того, мне необходимо ещё три года времени». И сделал император всё, о чём попросил Чжуан Цзы, и оставил мастера в покое ровно на три года. А через три года приходит всё тот же нарочный от императора: «Ну как, мастер, готов ли самый совершенный в мире краб?» «Что ты, - отвечает  Чжуан Цзы, - задача оказалась гораздо, гораздо сложнее! Нам никак не обойтись без странника Ля Тяо, обошедшего практически всю Поднебесную, и без певицы А Су, которая так мило поёт песню осыпающихся лепестков яблони, к тому же на исходе вино и деньги, надо бы пополнить наши запасы, чтобы мы смогли ещё пять лет потратить на поиски образа самого совершенного в мире краба». И выполнил император все просьбы великого мастера. А ровно через пять лет пришёл к нему снова всё тот же нарочный: «Ну как, почтенный мастер, написал ли ты самого совершенного в мире краба?» В ответ на это Чжуан Цзы достал лист тончайшей рисовой бумаги, тончайшую кисть из хвоста китайской белки, обмакнул её в чёрную, как зимняя ночь, тушь и в мгновение ока нарисовал самого совершенного в мире краба…

Облака

Облака – это одни из немногих сущностей, на которые можно смотреть и смотреть… Видимо всё дело в их постоянной изменчивости и причудливых формах. Эти формы навевали мысли нашим праотцам о небесных странствиях, битвах, победах и пораженьях. А уж когда сверкали молнии и гремел гром, то на поле боя выходили воители из высших эшелонов и дрались так, что только искры летели… Учёные объяснили всему человечеству, что облака – это просто пар, лёгкая водяная взвесь, которая, остывая, проливается на нас дождём. Гипотеза конечно убедительная, но простите меня господа учёные, но если уж всемогущие боги обладали даром превращений, то неужто так трудно им обернуться паром небесным?! А может быть это очень комфортно быть паром! Лететь в неизвестность по воле ветра, подставляя свою спину солнцу, и любуясь землёй с высоты. И улыбаться сверху на задравших кверху головы детей и поэтов. Ведь облака – это одни из немногих сущностей, на которые можно смотреть и смотреть…

 

Нью Эйдж

 

Нью Эйдж – буквально новая эра. Нью Эйдж очень разноликое и разношёрстное движение или, пожалуй, даже множество самых разных движений, имеющих сходное мировоззрение, основным принципом которого является индивидуальный (свой собственный) духовный путь к Высшей реальности (просветлению, единому первосознанию, Богу, Атману и т.п.). Путь никаким образом не зависящий от официальной церкви. Хотя Нью Эйдж не отрицает её значение и допускает для кого-то именно путь через церковь единственно возможным. Практически все ньюэйджеры ратуют за духовный плюрализм, с уважением относятся к пси-фактору и всячески приветствуют психологические и медитативные практики, и, разумеется, по мере сил борются за экологию. Нью эйдж говорит о существовании единого духовного пространства и об условности разделения по конфессиям, национальностям, расам. Высшая эмансипация любой личности это освобождение своего высшего Я, самораскрытие, духовная свобода.

            Астрологи связывают торжество идей Нью Эйдж с окончанием эры Рыб и наступлением Эры Водолея. Считается, что Рыбы оказывают влияние на утверждение эгоизма, материализма, соперничества и экспансии,  а Водолей - на стремление к гармонии, духовности, сотрудничеству и здоровому альтруизму.

            Сегодня Нью Эйдж стал настолько популярен во многих странах, что многие предприниматели превратили и его в торговую марку, открывая всевозможные нью эйдж центры, обещающие быстрое обретение духовной гармонии, снятие стрессов и прочее благотворное воздействие. Но дельцов и шарлатанов, разумеется хватает в любом благом начинании.

 

Неведомое

 

Есть Нечто — неведомое во вселенной.

Это Нечто, несмотря на принципиальную непостигаемость, оказывает мощнейшее воздействие на нашу духовную жизнь. Оно, как свет пламени, притягивающий мотыльков, зовёт за собой людские души. И так же, как мотыльки, люди не осознают, зачем они льнут к этому «пламени», и льнут ли они вообще к чему бы то ни было?

Как же писать о Неведомом?

Что можно сказать о том, чего, вообще-то говоря, не существует для тебя, но лишь проявляется как влияние? И существуют ли Те, кто сумел проникнуть за это НЕ?

Вопросы вне ответа

Ибо, если и есть Постигшие, то Они вышли за пределы общения. И их постижение не может быть передано.

Но сгореть в «пламени», значит ли постичь его?

И эти неуклюжие фразы, и вынужденное использование аналогий вряд ли проясняют суть дела. Вряд ли вообще эту суть можно прояснить. И вряд ли вообще она есть. Ведь Неведомое может быть для всех различным, и уж, по крайней мере, до самого последнего шага к Нему, оно оказывает на смертных совершенно различное влияние. (О бессмертных вообще не говорю, поскольку хотя я и о смертных-то ничего толком не знаю, но о них, по крайней мере, имею наглость догадываться.)

Для кого-то это Путь к Богу, для кого-то Путь к неземному творению, созданию Книги, Стиха, Строки, Слова. Музыки или Звука, или Тишины. Картины, Цвета, Линии или Белого Листа. Храма, Скульптуры, Креста, Камня. Человека или Движения Души, или Немого созерцания. Кто-то смог осознать свой Путь, кому-то дан только Поиск. Хотя осознание Пути, здесь, конечно, достаточно условно, ибо человек может осознать только, к чему он должен идти, но к Чему он через это придёт, и придёт ли вообще хоть к чему-то, того ему знать не дано, и в этом есть глубочайший смысл и самая основа нашей Жизни.

Весь этот маленький трактат о Нуле. О Великом Нуле незнания. Этот трактат для тех, кто, как и я, почувствовал влияние Нуля и перестал стремиться к нему. Ведь «стремление» не значит «приближение» и возможно, наоборот, лишь воздвижение новой «стены».

Прежде чем взяться за этот небольшой трактат, я «исписал» своё пространство тысячами строк и откровений, и только до конца постигнув всю бесплодность и невозможность оформления в виде текста вещей немыслимых, только постигнув невозможность материальной передачи своего понимания, я смог писать. Писать для тех, кто уже и без меня «знает», о чём я пишу, для тех, кто умеет видеть тень от буквы и по тени восстанавливать солнце, для тех, кому, собственно, всё равно — написал ли я десять тысяч строк или только всего одну букву...

Но, может быть, этот текст предназначен тем, кто ещё: находится на распутье души, накануне пробуждения, в предчувствии чувства, в преддверии постижения. И если хотя бы у одного из них чтение этих строк явится толчком к пробуждению, то смысл моих ночных блужданий будет оправдан, и даже в том случае, когда этим одним окажусь — только я.

События странным образом долго не допускали меня к письменному столу, несмотря на внутреннюю тягу к изложению малейших дуновений, касающихся моего неведомого Нуля. Может быть, я должен был успеть до продолжения своих откровений заглянуть в попытку Германа Гессе рассказать о тайне с запрещением открыть эту тайну (Которую он, возможно, и сам-то не знал). Может быть, должен я был сначала прочитать вот эту такую близкую к моим пробуждениям фразу у Л.П.Карсавина:

«... и Солнце, юное Солнце... Непостижимое... Но жажду постичь. И разве как-то не пости-

гаю, его именуя?»

Вот ведь ради чего, собственно. Узнав о Неведомом, почувствовав влияние Его, ты уже что-то постиг в Нём...

За любое знание необходимо платить. Иногда материей, иногда временем, иногда потерею.

За продвижение в область Неведомого приходится терять приобретённое. Так: только через измену познаётся Верность, но познав её, ты лишился её. Через разрушение счастия ли, любви ли, покоя ли ты познаёшь их. Через гибель свою ты можешь познать жизнь.

Да и сама Жизнь не дана ли нам ради постижения смерти?

Существует ли иной путь? Существует ли Путь Веры или Путь Логоса? Что может сказать об этом вечно ищущий и всё подвергающий сомнению странник? Что он может сказать, кроме ничего не говорящего слова : «возможно»...

Но, может быть, самым главным здесь является то: «А хочу ли я знать? А хочу ли я быть бессмертным?» Ведь постигнув нечто стоящее за пределами жизни, ты лишаешься Великого страха Смерти. Великой боязни об исчезновении навсегда. Той Великой Боязни, что пришла к тебе в далёком детстве на смену наивному знанию о бессмертии. Постигнув, ты лишаешься и этой Великой Тайны, и это постижение может быть оправдано, если только принесёт за собой новую Тайну. Хотя даже и в этом случае Неведомое что-то теряет в себе, становясь в заурядную цепь. Не лучше ли ему оставаться Тайной?

Тайной навсегда.

 

Ноябрь

 

Заснеженная новость ноября, как водится всегда приходит ночью…

Иногда в ноябре проснёшься глубокой ночью и вдруг услышишь (или наоборот

не услышишь) какую-то вселенскую тишину! Подойдёшь на цыпочках к окну и увидишь что сегодня, сейчас, две минуты назад выпал первый снег... Выскочишь на балкон, подставишь руки медленно порхающим снежинкам и будешь бездумно и счастливо улыбаться! Накинешь пальто прямо на ночную пижаму и выскочишь во двор! Слепишь

первый снежок и бросишь его в своё же собственное окно! И скажешь: «Здравствуй!» слегка удивлённым котам. И зароешься в мягкий ворох снега своим пылающим лицом! Отломишь ветку с ярко красными бусинами шиповника и напишешь ей на снегу: «Как хорошо глубокой ночью писать стихи на свёжевыпавшем снегу, и рифмовать свой неуклюжий почерк с неясной рифмой на бегу, и убедиться наконец  воочью, что ветреная новость ноября, как водится всегда приходит ночью...»

Одиночество

В одиночестве сокрыто слово ночь.

            Творческий человек, по природе своей одинок. И чем он одарённее, тем гуще его одиночество. Конечно, всегда найдутся друзья, с которыми можно выпить и потрендеть за жизнь и за искусство. Конечно, найдутся слушатели, которым любопытны твои мысли и твои небольшие открытия. Но почему-то самые сокровенные, самые важные для тебя находки остаются чуть-чуть в стороне, на обочине всех разговоров. И ты доверяешь их только ночному ветру, ночной тишине, сгустившейся около старого фонаря, да строчкам в стареньком блокнот, неровно дрожащим при свете свечи. И возможно, совсем не случайно в одиночестве спрятано слово ночь.

 

Объявление

 

Каких только объявлений нет на белом свете! Вот например, такое: «Внимание всем постам Мечты! Сегодня объявлен всеобщий миг открытых дверей. Пьяных и сумасшедших не задерживать. Поэтов и влюблённых потчевать шампанским. Прекрасным дамам преподносить цветы и звёзды. Космонавтам и детям дарить бумеранги. Дикарей и коммерсантов угощать блестящей монеткой. Навигаторов и менестрелей одаривать свежим ветром. Всем и каждому по стаканчику лунной сонаты. Дозволить желающим погладить холодную вечность. Не пропустите этот редчайший миг. Короткий миг, вместивший бесконечность.»

Окно

Окно это не просто пробел в стене.

            Окно по-английски  Window (то есть дверь для ветра). Чистая поэзия. Вот уж действительно как здорово распахнуть окно навстречу всем ветрам и полётам… Окно… Окно в мир. Окно в неизвестность. Окно в иные комнаты и города. Окно в вечность наконец…

Означаемое и означающее
Литература и философия постмодернизма выделила в слове две составлящие "Означаемое" - собсвенно суть, содержание слова и "означающее" - звуковой образ слова. Здесь (как в общем-то и везде в постмодернизме) возникает изрядная путаница. Термины ввёл Сосюр и какой шлейф эти понятия несут во французском языке мне не ведомо, но русский перевод крайне проиворечив. Слово "означаемое", согласно законам русского языка предполагает, что оно означено (обозначено, назначено) кем-то, т.е. гораздо больше подходит к звуковому образу слова, выбранному человеком, тогда как "означающее", это, то что означает, (это слово означает то-то и то-то), и стало быть термин "означающее" гораздо больше подходит к содержанию слова. То есть вполне логично было бы поменять эти термины местами. Но постмодернизм, увы, не любит логику. 


 

 

 

Оливы

Удивительно красивое название, да и сам плод, и цвет его и вкус… Сальвадор Дали советовал начинающим художникам в первую очередь смотреть на оливы, а во вторую на митры. По его убеждению именно колышущаяся листва олив и митров создаёт вглубине глаза золотистую мозаику, которая даёт сетчатке  пищу для богатейших реминисценций!

Надо заметить, что только у нас в России созревшие чёрные оливки называют маслинами, что вносит в умы определённую путаницу, и многие совершенно несправедливо полагают оливки и маслины плодами разных деревьев.

 

 

Октябрь

 

Холодный дождь стучит октябрьские октавы…

Как хорошо идти сквозь этот мелкий осенний дождик! Вернуться домой продрогшим и промокшим до нитки! И приготовить себе настоящий грог с индийским чаем, коньяком и лимоном! Закутаться в теплый и плед и читать какую-нибудь морскую историю про кругосветное путешествие фрегата «Паллада», или об открытии Америки Христофором Колумбом. Потом достать лист белой бумаги и сочинить письмо неизвестному адресату. Написать о своих немного сумасшедших проектах и предложить поучаствовать в них. Запечатать в конверт, приклеить почтовую марку и надписать

только что придуманный адрес. Допустим: Англия. Лондон, Севен Систерс стрит, 50. Сэру Стомелсу Сержу эсквайру. Вырезать замысловатую печать на сырой картофелине и проштемпелевать ей этот конверт. А потом дойти до почтового ящика и отправить письмо в неизведанность... А самому спрятаться под грибок в детской песочнице, и потягивая из фляжки шотландское виски, слушать, как там дождь выстукивает свои октябрьские октавы.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.