Терра Книжный клуб
Terra Book club
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



«Сиреневые шахматы»

 «И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которых тонет старый дом».
А. Блок «Возмездие»

 

Утро не радовало погодой. Ливень, начавшийся ночью, только усиливался. По мостовым неслись мутные потоки, дождевая завеса скрывала здания, тугие струи обрушивалась на крыши, мосты, фонари и пышную зелень. Казалось, Москва так и будет существовать исключительно под дождем. Впрочем, эта участь могла ожидать не только Москву. В Солнечногорске субботним утром 20 мая небо тоже хмурилось и поливало дождиком. В 20 километрах от Солнечногорска, в музее-усадьбе Александра Блока «Шахматово», открывался первый Сиреневый фестиваль, организованный дирекцией музея. Может, поэтому солнышко все-таки выглянуло.

…В 1874 году по совету своего друга, известного ученого-химика Д. И. Менделеева, профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов приобрел в Клинском уезде Московской губернии «тихую подмосковную усадьбу». В имении был дом с мезонином, выстроенный из соснового леса и обшитый тесом. Усадьба называлась Шахматово. Бекетов, «отец русских ботаников», как называл его К. А. Тимирязев, превратил прекрасный парк и сад имения в царство цветов и деревьев. Особенно хороша была шахматовская сирень – лиловая, белая и голубоватая.

В этой красивой усадьбе провел многие дни своей жизни Александр Блок. Вместе с дедушкой Бекетовым маленький Саша часами бродил по живописным лугам и перелескам, окружавшим усадьбу; повзрослев, проводил здесь лето.

Бекетовы – старинный дворянский род, давший России немало замечательных просвещенных и талантливых людей, связанных родственными узами с родом Пушкиных, Тургеневых, Якушкиных. Дед поэта был знаком с Л. Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным. В семье Бекетовых все прекрасно знали языки, писали стихи, делали переводы. Бабушка поэта, Елизавета Григорьевна Бекетова, переводила Брэма и Теккерея, Диккенса и Мопассана, Флобера и Гюго. Мать Александра Блока и две ее сестры тоже занимались переводами. Любовь к литературе и природе объединяла в этой семье всех. Шахматово играло важную роль в жизни каждого.

Александр Блок, очень любивший имение, старался проводить в нем как можно больше времени. Женившись на дочери Д. И. Менделеева, Любови Дмитриевне, и получив в 1910 году наследство после смерти отца, Блок занялся переустройством и ремонтом любимого дома. В новой двухэтажной пристройке поэт устроил свой кабинет, а внизу – комнату жены, в мезонине разместил библиотеку.

Именно здесь Блоку легко читалось и думалось, именно в Шахматово рождались многие стихотворения. «Балаганчик», «Осенняя воля», «Девушка пела в церковном хоре…», «Ангел-хранитель», «На поле Куликовом», «На железной дороге» - одни их тех стихов, что были написаны им в Шахматове. Прекрасная поэма «Соловьиный сад» тоже была навеяна Шахматовым.

Поэт называл усадьбу «благоуханной глушью», «земным раем». Роскошная душистая сирень, в которой Шахматово буквально утопало каждую весну, тоже не раз была воспета в стихах самим Блоком и его родными. Стихотворение о сирени, написанное сестрой матери поэта, Екатериной Бекетовой, было положено на музыку Сергеем Рахманиновым, любимым цветком которого была белая сирень.

Сирень стала символом усадьбы еще в годы жизни здесь Александра Блока.

 

Вот почему Сиреневый фестиваль просто не мог называться иначе.

И день его открытия, конечно, должен был быть неожиданным и запоминающимся. Художники Михаил Погарский и Гюнель Юран (дизайн-студия «Треугольное колесо»), известные своими оригинальными лэнд-арт проектами, на этот раз решили разыграть невероятную шахматную партию, в которой фигуры сиреневого и белого цвета ходят в соответствии со строками поэмы Александра Блока «Двенадцать». Таким образом художники удачно соединили в проекте название и символ усадьбы и творчество ее владельца.

На лужайке перед домом из полотнищ красного и желтого цвета было составлено шахматное поле размером 12 на 12 метров. На поле - шахматные фигуры: вырезанные из фанеры ладьи-кораблики, кони, слоны и пешки. Королей и королев не было: свергнутые революцией, они в игре не участвовали. Каждая фигура передвигалась по полю в соответствии со своей строкой из поэмы.

По словам Михаила Погарского, «Александр Блок - настолько современный поэт, что его произведения выдерживают такие формы представления, как лэнд-арт, хотя у нас, скорее, получилась своеобразная средовая инсталляция. По сути, это большая книга-метафора».

И действительно, происходящее насквозь метафорично: красно-желтые клетки поля символизируют цвета революции и мещанства, цвета фигур – цвета сирени. Пешки олицетворяют собой 12 апостолов поэзии (в то время как у Блока, по мнению Погарского, 12 – некий отсыл к 12 апостолам революции), ладьи – это корабли стихов, шахматные кони - кони апокалипсиса. Впрочем, последнего утверждения художники не придерживались строго, предлагая зрителям трактовать по-своему. Перед каждой фигурой на поле стоял зажженный путеводный фонарь. Фрагмент шахматной партии закончился ходом «Холодно, товарищи, холодно», при желании зрители могли продолжить игру дальше.

- Михаил Валентинович, фигуры все-таки сражались на поле?

- Это, конечно, псевдошахматная партия. Опытные игроки, хорошо знающие поэму, могут разыграть ее очень грамотно и красиво. Ведь красота партии в том, насколько партнеры чувствуют и понимают друг друга. Да, некоторые фигуры «убивают», вон там ветер «убил» человека, он на ногах не стоит. Вот пешка ходом по диагонали его и съела - «На ногах не стоит человек». Но это, пожалуй, единственная шахматная композиция, которая здесь присутствует. Остальные фигуры ходят, как шахматные, но их ходы символичны – это  блоковские строки на поле современности.

Поэма Блока -  интересная, глубокая, провидческая, очень созвучна нашему времени. Там есть все – смерть, хаос и буря. Мы не случайно к ней обратились. Можно было найти строчки про сирень. Но мне показалось, что «Двенадцать» - одна из наиболее актуальных поэм.

Мы во всем придерживались текста поэмы, однако рискнули заменить в нем одно слово: вместо «учредительного» написали «Вся власть поэтическому собранию». Мы считаем, что революционные бури и вихри должны происходить только на полях поэзии, а в жизни пусть будет все спокойно.

В программе фестиваля были самые разнообразные литературные, художественные и музыкальные мероприятия, но замечательные «Сиреневые шахматы»  - оригинальное сочетание поэтических строк и шахматных ходов - запомнились лучше всех.

прекрасный парк и сад имения

Михаил Погарский рассказал нашему журналу не только о проекте «Сиреневые шахматы», но и о своей библиотеке в рубрике «Моя библиотека».

 

Е. Гоголева



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.