Книжный фестиваль
Book Festival
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Терра Книжный клуб 2006, № 4

Московский книжный фестиваль

 

С 30 июня по 2 июля в Центральном Доме художника состоялся Первый Московский международный открытый книжный фестиваль – весьма значительное событие для литературной Москвы. Для трехдневного фестиваля программа была более чем насыщенной. Признаться, желание побывать на всех мероприятиях сразу, - а было их 150 - вступало в непреодолимое противоречие с невозможностью разорваться на мелкие части.

Встречи с писателями и поэтами, дискуссии, «круглые столы», показы кинофильмов, концерты проходили одновременно в нескольких павильонах во внутреннем дворике ЦДХ. В книжных павильонах можно было купить понравившиеся книги.

В самом ЦДХ на первом этаже разместилась выставка работ в жанре «книги художника». Здесь же ежедневно проводил мастер-классы  для детей руководитель студии художественного проектирования Николай Селиванов. Все желающие могли под его руководством создать собственное произведение в жанре «книги художника».

Каждое утро фестиваля начиналось с «Завтрака со звездой», на котором каждый мог пообщаться со своим любимым писателем. Велись дискуссии на самые разные темы. Издательство «Молодая гвардия» выясняло, как писать «Жизнь замечательных людей». Ю. Арабов, А. Слаповский, Д. Смирнова, В. Топоров пытались представить будущее российского кино. Встречались с читателями Ю. Поляков, М. Веллер, Э. Лимонов, А. Бильжо, Л. Улицкая и другие. Юных читателей тоже не забыли. Л. Петрушевская играла с ними в веселую картонную азбуку. Поэт А. Усачев представил им финского поэта и драматурга Илпо Тийхонена. Киноманы смогли увидеть шедевры из коллекции Музея кино, а меломаны насладиться музыкальной программой, составленной А. Троицким. Атмосфера была радостная и теплая.

Вот немногие из тех событий, которые произошли в первый день фестиваля.

Известный художник Андрей Бильжо презентовал альбом книжной графики на стихи Д. Хармса. Он сделал 100 иллюстраций. Книга так и называется «Сто».

«Это была большая работа, - рассказывает Андрей Георгиевич. - Я дочитался Хармса до того, что он мне приснился. В этих иллюстрациях фигурировали сегодняшние персонажи, такие, как Владимир Владимирович Путин, или такой предмет, как компьютер. Мне показалось, что это новое прочтение тех стихов Хармса, что не были дописаны, и часть из них была в записных книжках».

Финский поэт Илпо Тийхонен читал забавные стихи для детей из сборника «Yes! Кетчуп!». Их переводы были специально сделаны для встречи на фестивале. У Тийхонена, правда, больше стихов для взрослых, а для детей он пишет пьесы. Для него наиболее привлекательны темы городской жизни, его волнуют судьбы людей, которым не очень повезло в жизни. Детские стихи – веселые и смешные. Маленьким слушателям они понравились.

«Книга художника» оказалась на фестивале к месту. Художникам хотелось поэкспериментировать, показать проекты с большими книгами, пирамидами и даже пряничной «печатной» продукцией. Экспозиция самой «книги художника» стала макроинсталляцией: специально подобранные цвета, стойки. За «круглым столом» обсуждались проблемы иллюстрирования книг для детей.

Юрий Поляков собрал полный зал слушателей, читая одну из глав последней своей книги «Грибной царь».

Мы решили узнать мнение участников фестиваля и задали им один и тот же вопрос:

- В Москве проходят весной и осенью книжные ярмарки, зимой была ярмарка non fiction. Сейчас открылся книжный фестиваль. Не слишком ли много для одной Москвы?

Андрей Бильжо:

- Москва – гигантский город, поэтому здесь, по-моему, много быть не может. Пока народ ходит, пока ему интересно, значит – не много. Я здесь походил, увидел симпатичных людей, рассказал про книгу, меня внимательно слушали, мне это приятно, так не всегда бывает. Мне понравилось то, что здесь я увидел писателей. Послушал, как Коля Воронцов рассказывает про карикатуры. Скоро будет читать Эдуард Лимонов. Это же здорово, когда можно увидеть писателей, художников, с ними пообщаться.

Илпо Тийхонен:

- Это первый такой фестиваль и это – прекрасная идея. Я желаю маленьким читателям, чтобы они больше играли, ведь литературный язык – замечательная игрушка, языковые средства дают большие возможности для словесной игры. 

Михаил Погарский:

- Во-первых, очень хорошо, что это открытый фестиваль. Свободный вход - уже первое кардинальное отличие. Во-вторых, фестиваль вышел на улицу. Стало возможным осуществить проекты, выставки, которым в залах просто тесно. В-третьих, программа фестиваля, помимо встреч с писателями, насыщена всевозможными музыкальными программами. Устроители фестиваля попробовали привлечь не только хорошими книгами, но и тем, что здесь постоянно разворачивается интересное действо. Сюда можно прийти, порадоваться жизни, солнышку, послушать писателей, поэтов, встретиться с интересными людьми, послушать музыку, посмотреть фильмы.

 

О фестивале мы попросили рассказать его организатора, главного редактора «Книжного обозрения» Александра Гаврилова.

 

- Вы не боитесь, что фестиваль станет повторением книжных ярмарок и подобных  мероприятий? Каким образом он выделится?

- Нет, не боюсь. Фестиваль – это не ярмарка. То есть книжки можно купить в магазинах, но писатель не привязан к этому. Он не является ярмарочным зазывалой, он представляет только себя, а не коммерческий интерес издателя, который продает его книжки. Это совершенно другая культурная перспектива. На ярмарку человек все-таки приходит с пониманием, что надо бы книжек купить. На фестиваль он идет, если хочет получить культурное впечатление. Человек, который приходит на кинофестиваль, знает, что  здесь лучшее, особенное, не такое, как в киношке, кино.

- Как появилась идея книжного фестиваля?

- Пять лет назад по приглашению Британского совета я поехал в Эдинбург. Там живет группа энтузиастов, придумавших программу «Книжная столица мира». Они назначили свой родной город первой книжной столицей, потом передали эту программу ЮНЕСКО. Я впервые увидел книжный фестиваль, - он на самом деле очень похож на здешний, - вдохнул воздух, пропитанный любовью к книге, и заболел, это была тяжелая интоксикация. Я понял, что хочу такой фестиваль. Вернулся в Москву, стал рассказывать всем об этом. Пять лет ушло на подготовку, и - вот он.

- По какому принципу Вы приглашали писателей?

- Писатели должны не просто иметь литературное имя. Они должны иметь наработанное лицо, некоторую персональную харизму. Фестиваль ведь, если честно, не имеет прямой связи с книжкой. Ее надо дома читать. Чтение – одинокое дело, как и все важнейшие дела человека: он рождается, умирает, страдает, болеет и читает один. Этим нельзя ни с кем поделиться: как никто за вас не умрет, так никто за вас не прочитает. Но фестиваль работает с личными харизмами. Он привлекает уникальными культурными впечатлениями: не увидел сейчас - не увидел никогда. И в этом смысле Юрий Поляков и Макс Фрай – люди одинаковой силы притяжения для абсолютно разной аудитории. Именно поэтому в моей программе есть они, Улицкая, Робски, Грэм Свифт и Фредерик Бегбедер.

Беседовала Е. Гоголева



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.