Терра Книжный клуб
Terra Book Club
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



«Книга художника»
В наше время полиграфического бума и появления разных форм представления
информации развитие «книги художника» (artist's book, авторской книги, как
ее еще называют) на первый взгляд кажется неожиданным. Тем не менее, это
процесс закономерный, протекающий в двух направлениях: классической книги и
трансформирующейся, выходящей за рамки собственно книги в традиционном ее
понимании. К первому относятся книги классической формы, ко второму -
книги-объекты, книги-перформансы и мэйл-арт книги.
Художники, работающие над созданием книги классической формы, например,
Виктор Гоппе, используют «немассовые» способы печати: шелкографию,
литографию, высокую печать. В книгах-объектах, например, геометрических
книгах, книжная форма становится скорее фоном самого объекта.
Книги-перформансы превращаются в своеобразный спектакль. Так, художники
Михаил Погарский, Андрей Суздалев и Ольга Хан создали двухметровую книгу
«Изнанка вдохновений», выполнив пять ее страниц из целлофана. Для прочтения
книгу приходится каждый раз собирать заново. Художники, создающие мэйл-арт
книги, рассылают подписчикам страницы в виде писем по обычной почте. Самый
известный мэйл-арт проект осуществил Александр Кузькин, издав «Страдания
юного Вертера». Развивается направление, использующее как дополнение к
«книгам художника» диски с песнями и видеоролики, логически продолжающие
саму книгу.
Все направления artist's book находят свою нишу в современном книжном
искусстве, однако искусствоведы, художники и коллекционеры нередко
поднимают вопрос: можно ли считать книгой ее авангардные трансформации?
Ответ на этот вопрос мы и попытались узнать, обратившись к искусствоведу
Юрию Герчуку, художникам Виктору Гоппе и Михаилу Погарскому и коллекционеру
Михаилу Алшибая.
Мнение искусствоведа. Юрий Герчук
- Юрий Яковлевич, бытует мнение, что Гутенберг сделал страшное дело,
растиражировав книгу. Как Вы считаете, есть место рукотворным книгам в
книжном искусстве?
- Место рукописным книгам есть всегда. «Книга художника» - развитое
направление современного искусства, отчасти авангардное. На сентябрьской
выставке в ГЦСИ было представлено наиболее авангардное крыло. Есть и более
традиционные решения, но, во всяком случае, это - желание заниматься
индивидуальным творчеством; книгой, не имеющей никаких ограничений, не
связанной тиражом, редакцией; книгой, которую человек может сделать как
самостоятельное произведение искусства в книжной форме, которая очень
богата и дает массу возможностей, неожиданностей. Вот этими неожиданностями
люди и увлекаются. 
Рукодельная книга не всегда рукодельна. Она может быть сделана с помощью
компьютера, литографским способом. Есть самые различные способы. Смысл даже
не в тираже - он может быть небольшой, до 50 экземпляров - это еще вполне
авторская книга. Даже бывает больше. Важно, что это самовыражение художника
в форме книги. Она может быть с авторским тестом, с авторскими рисунками
или с использованием известных произведений, но по-новому скомпонованных,
соотнесенных. Просто artist's book - экспериментальная область, очень
обширная, она служит и печатной книге, которая может отсюда кое-что
почерпнуть.
- Как Вы считаете, artist's book сейчас переживает расцвет после долгих
лет забвения?
- Да. Один из энтузиастов artist's book, художник Леонид Тишков, однажды
готовил выставку таких книг, делал к ней каталог и спросил меня: «Есть ли
книги 30-х годов, которые можно было бы поставить в этот ряд?» Я подумал,
подумал и ничего не смог вспомнить: не было, не делали.
В то же время знаменитые поэтические книжки футуристов были типичными
образцами рукописной, даже рукодельной книги, и очень многое дали книжному
искусству XX века, вполне профессиональному и издательскому. А тиражи были
- экземпляров 200.
Но есть проблема: с одной стороны, полная свобода, с другой стороны, если
это книга, то вроде должна быть книгой, а многие «книги художника» выходят
за ее границы. И что называть книгой - первый вопрос, который возникает.
Мне нравятся вещи, сделанные в более строгой, книжной форме, тем не менее,
бывают просто остроумные работы. Когда папиросный коробок становится формой
для стихотворения, посвященного курению.
- То есть книга уже трансформируется?
- Когда она пытается выйти в сферу современного искусства, это вообще
разрушает все привычные формы, и она сама разрушается как книга. Хотя вещи
интересные бывают, как, например, игры с геометрическими формами, объемами.
Книга-пирамида - очень остроумное решение, хотя книга ли это - вопрос
спорный.
- Как Вы считаете, можно ли удержаться на этой грани?
- Некоторым удается.
Слово художников. Виктор Гоппе
- Виктор Николаевич, начинает ли книга трансформироваться в нечто, не
похожее на книгу? И что вообще называют книгой в современном понимании,
авторском?
- Понятие «книги художника», к сожалению, трансформируется. Книга -
все-таки документ, источник информации, какой бы ни был - визуальный или
текстовый, но книга - объект, предмет. Я не говорю, что каждая должна быть
произведением искусства, но любая должна в каком-то своем ближайшем
развитии иметь владельца. Однако сегодня трансформация рукотворной книги в
некий авангардный носитель информации не позволяет каждой книге иметь
владельца. Это зависит не от материальных, а от эстетических соображений.
Есть книги, которые просто не укладываются в традиционные рамки, то есть
затея художника настолько не оформлена, что он не может сам, без
дополнительной помощи или с помощью каких-то своих индивидуальных средств и
орудий производства довести книгу до того уровня, который, может быть, ему
рисовался. Поэтому лично у меня остается очень досадное впечатление от
того, что происходит сейчас с авторской книгой.
- Должно ли в книге оставаться нечто традиционное, то, что всегда является
ее атрибутами - страницы, переплет, иллюстрации? Экспериментировать можно
только с этими элементами, иначе это будет уже не совсем книга, а просто
носитель информации, как любой CD-ROM?
- Да, именно так. Книга станет всего лишь носителем. Сейчас модно
прибегать к видео-инсталляциям, тем не менее, они остаются вспомогательным
материалом, который может «работать» только  в совокупности с чем-то
оригинальным - будь то пластмасса, металл, дерево, бумага. Но все равно
информация должна быть фиксирована, то есть должна существовать сегодня и
завтра.
В отношении рукотворной книги я, конечно, не традиционалист и приветствую
эксперимент. Я видел совершенно разные материалы, с помощью которых
создавались и создаются авторские работы, но человек, который берет
материал нетрадиционный, обязан быть виртуозом. Он должен показать этот
материал так, чтобы максимально извлечь из него все возможное, и дать
возможность наполниться, насытиться и зрителю-владельцу. Если этого не
происходит, книги напоминают студенческие работы.
- Авторская книга - Ваше увлечение?
- Это уже давно стало профессией.
- Какой для Вас был самый интересный проект в последнее время?
- Четыре книги, сделанные с Всеволодом Некрасовым из группы «Лианозово».
Все они любопытны по концепции. Бывают книги, требующие прямого
иллюстрирования, но, скажем, в издании И. Холина «В больницах» (тираж 40
экз.) я работал именно как конструктор книги. Недавно был закончен
издательский проект с питерским поэтом А. Кушнером, состоящий из трех книг.
Сейчас в работе уникальное издание «Заповеди» (авторы В. Умнов и О. Кулик).
Здесь сталкиваются изречения современных мыслителей: два интеллекта, не
сговариваясь, излагают удивительные по полноте и абсурдности фразы на тему
взаимоотношений человека и животного.
Михаил Погарский
- Михаил Валентинович, книги-объекты и книги-перформансы - своеобразные
трансформации книг. Не становится ли трансформированная книга всего лишь
носителем информации, как тот же CD-ROM, утрачивая черты собственно
книги?
- «Книга художника», будь то объект, перформанс, инсталляция или
собственно классическая книга, всегда «бунтует» против того, чтобы быть
просто носителем информации. Она всегда апеллирует к целому комплексу
чувств зрителя. В первую очередь и почти всегда главенствует визуальный
ряд, но в «книге художника» также очень важны тактильные ощущения
(шероховатость бумаги, выступающие неровности коллажей, ассамбляжей или
просто мазков краски), очень часто мастера artist's book, вкрапляют
музыкальные и шумовые штрихи в свою работу. А иногда и обоняние включается
в художественный ряд. Например, недавно я сделал книгу-шутку «Лыко в
строку», в которой строка была напечатана на самом настоящем лыке. Так вот
запах липового лыка дает чуть ли не половину всех ощущений!
- Как Вы думаете, книги-трансформации в настоящее время более актуальны в
искусстве artist's book, чем книги классической формы?
- Мне не хотелось бы говорить об актуальности в искусстве. На самом деле я
бы пожелал любому художнику думать об актуальности в самую последнюю
очередь. Для меня каждый творческий порыв, новая идея диктует свою
собственную форму выражения, это может быть многокилометровая лэнд-арт
акция или крохотная книжная миниатюра. И каждый раз, включаясь в воплощение
промелькнувшего где-то на периферии сознания замысла, я не знаю, что из
этого в конечном итоге получится. Настоящее творчество - это всегда
инструмент познания и самораскрытия, и здесь любые мысли об актуальности и
востребованности могут стать веригами, сковавшими творческий полет.
Взгляд коллекционера. Михаил Алшибая
- Михаил Михайлович, на Ваш взгляд, чем привлекательны для коллекционера
«книги художника»?
- Да, конечно же, в первую очередь, малыми тиражами. Ведь коллекционеры -
это такие больные люди: ищут редкости. Типичнейший пример - филателисты.
Для них самое ценное - перевернутая надпечатка или какая-нибудь ошибка в
тексте, из-за которой почти весь тираж был уничтожен. Подделки недорогих
марок могут стоить на порядок или два дороже настоящих. Вот такая
парадоксальная логика. Второе - художественные достоинства, то есть
гармоничное сочетание материала (бумаги, обложки), печати, иллюстраций.
Для меня лично artist's book привлекателен тем, что он как бы напоминает,
что книга умерла. А напоминание о смерти (пусть даже книги), с моей точки
зрения, - главное качество, главное свойство настоящего произведения
искусства. В рукодельной книге есть нечто метафизическое. Зачем ее сделали?
Чтобы читать? Но ее ведь даже нельзя давать в руки. Она должна под стеклом
лежать. Все эти тексты, если кому-то они интересны, можно издать обычным
способом и читать себе на здоровье. Прочел - бросил на полку или в
мусорный ящик.
- Есть ли в Вашей коллекции «книги художника»? Какие Вам нравятся?
- В моей коллекции довольно много «книг художника», но в основном, - это
книги Виктора Гоппе, хотя есть и другие авторы. Я очень ценю Леню Тишкова,
Михаила Карасика. Гоппе, мне кажется, многого достиг и сделал очень удачные
издания, особенно мне нравятся книги Холина в его исполнении. Между прочим,
первые рукотворные книги в 1960-е годы делал Генрих Худяков. Они просто
были отпечатаны на пишущей машинке. Правда, рукотворная книга имеет давнюю
традицию. В начале века она была популярна (Алексей Крученых) и до
Гутенберга тоже.
- Как Вы считаете, перспективно ли авангардное направление в искусстве
artist's book? И если да, то не случится ли, что книга как таковая
изменится до неузнаваемости?
- Книга умерла. Artist's book - попытка воскресить или реанимировать
книгу, а заодно найти нечто новое в этом понятии. Книга для меня - не
только и даже не столько содержание или художественные достоинства текста,
сколько сама по себе форма: книгу приятно держать в руках, тактильные
ощущения от страниц, переплета, глубины печати (если это высокая печать) -
самое, может быть, важное, что дает нам книга. Вот на этом непосредственном
ощущении от книги и делают акцент художники artist's book. Содержание
совершенно неважно: чем оно более бессмысленно - тем лучше. Важно другое
- малый тираж, рукодельные примочки, иллюстрации и так далее. Перспективна
ли рукотворная книга? Я вообще не люблю говорить о перспективе. Что мы
можем предсказать в будущем? И в каком смысле перспективна -- дорого ли
будет стоить? То, что artist's book не заменит книгу - это ясно! Заменять
нечего. Книга умерла... Вот такие мысли...
Мы оставляем читателям возможность самим решить: должна ли книга
представать только в классической форме, остаются ли книгами книги-объекты
или перформансы и умерла ли книга вообще. На наш взгляд, «книга
художника» - это полет фантазии и удивительное творчество талантливых,
влюбленных в Книгу людей, и любые направления этого жанра по-своему
интересны и многогранны. 
Е. Гоголева

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.