Художественный совет
Art Council
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский

Как делалась Книга о Книге художника.

В этой статье на примере альманаха Треугольное колесо коротко рассказано об основных приёмах и техниках, которыми пользуются мастера Книги художника. Во-первых, всем, кто заинтересовался этим текстом, в первую очередь нужно обратиться к третьему номеру альманаха «Треугольное колесо», который имел подзаголовок «Книга о Книге художника». Этот номер альманаха (в отличии от Оттиска Михаила Карасика) не претендует на полноту охвата, это скорее некий срез, субъективный взгляд на жанр изнутри жанра, поэтическая попытка художников рассказать о своих работах. Сам альманах выполнен в жанре, о котором он же и рассказывает. (Приобрести альманах можно в Центральном Доме Художника в галерее «КульТТовары», в магазине «Книга и Ремесло», в кафе-клубе ОГИ, электронная версия доступна по адресу www.pogarsky.ru)

В данном случае речь идёт о коллективной работе, и поэтому основная задача найти единомышленников, готовых бескорыстно участвовать в вашем проекте. Конечно, когда мы говорим здесь о бескорыстии, то, безусловно, немного лукавим, поскольку каждый художник заинтересован в том чтобы найти своего зрителя, а подобное издание как раз и представляет эту возможность. Книга художника в каком-то смысле уникальный жанр, позволяющий вовлечь в одно произведение сразу нескольких мастеров, которые, несмотря на свою индивидуальность, могут органично сочетаться и поддерживать друг друга, руководимые замыслом «режиссёра-редактора». Основным художественным ходом в этом альманахе стало использование авторских листов. Поскольку, мы стремились представить книгу художника максимально широко, то останавливали свой выбор на разнообразии стилей и техник исполнения.
Так авторские листы Евгения Стрелкова, Виктора Гоппе, Гюнель Юран и мой, были выполнены в технике шелкографии. Для того чтобы работать с этой техникой необходимо представлять все особенности и нюансы работы. Шелкография – это один из древнейших видов печати открытый в Китае, задолго до изобретения печатных станков в Европе. Шелкография - это трафаретный способ печати, при котором краска продавливается сквозь шёлк, обработанный специальным составом и пропускающим краску только в необходимых местах. Если используется несколько цветов, то для каждого цвета готовится своя форма. Различают несколько способов подготовки печатной формы. Наиболее изысканным считается автошелкография (в этом случае художник рисует специальным составом прямо на шёлке), но в реальности этот способ используется чрезвычайно редко. Чаще художник готовит эскиз на компьютере, или рисует тушью на кальке. При подготовке кмпьютерного файла и выборе сюжета, необходимо помнить, что изображение должно быть максимально графичным, поскольку шелкографским способом очень сложно передавать полутона. Однако, иногда художники печатают шелкографией и фотоизображения, сознательно добиваясь эффекта «размытости». При подготовке компьютерного файла отсканированное изображение, лучше всего в программе Photoshop перевести в цветовую модель bitmap, в этом случае вы будете более наглядно представлять себе результат печати. Большую роль играет выбор бумаги, (из моей практики наилучшей была хлопковая бумага из серии «фабриано»). Иногда художники используют бумаги ручного литья, как это сделал в нашем альманахе Виктор Гоппе, при этом в целлюлозную массу часто добавляются небольшие инородные вкрапления (кусочки газеты, травинки, лепестки) . Гоппе в свою авторскую бумагу добавил, например, шерстинки с собаки поэта Кушнера! Особенную изысканность придаёт странице рваный край, когда отпечатанные листы не режутся, а обрываются по приложенной линейке. Шелкографский способ печати позволяет печатать не только на бумаге, но и на ткани, металлических листах, стекле, на объёмных коробках. (в частности шелкография использовалась для печати футляра «Треугольного колеса»). Иногда, художники в некоторых местах намеренно делают едва заметную пропечатку, с тем чтобы потом раскрасить эти места вручную.

Авторский лист Леонида Тишкова был выполнен в технике автолитографии.
Литография наряду с такими техниками художественной печати как офорт, линогравюра, гравюра на дереве и др. давно используется художниками. Это единственная из классических техник печатной графики, которая имеет достоверного изобретателя, точное место и время появления: она родилась в Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Честь открытия литографии принадлежит Алоизу Зенефельдеру
Её основная особенность заключается в том, что это не граверная техника. В ней не нужно ничего вырезать, процарапывать, выковыривать и т.п. Поэтому, процесс подготовки печатной формы здесь принципиально отличается, поскольку форма (литографский камень) получается в результате рисования. На камне рисуют литографским карандашом или литографскими чернилами. Для рисования используют самые обычные инструменты художника: кисти, перья, карандаши. В литографии отсутствует процесс обработки материала так ценимый в прикладных искусствах, в ней просто рисуется только не на бумаге или картоне, а на белой (очень близкой к бумаге) поверхности камня. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага — корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень. При подготовке рисунка необходимо помнить, что после печати изображение станет зеркальным. "Когда я беру в руки инструмент для работы, я ощущаю всё различие между литографией, офортом и рисунком", - писал Марк Шагал об изготовлении рисунка на камне для литографии. "Можно неплохо рисовать, но не чувствовать пальцами самый нерв литографии".
После того, как форма готова: краска накатывается валиком на камень, но пристает она только к рисунку, а к пробельным (не закрашенным местам) не пристает, так как перед накатом краски камень увлажняется. Это похоже на эффект сливочного масла и воды. К пустым местам краска не пристает, а к нарисованным ложится. Потом форма закрепляется в литографском станке, Бумага посредством этого станка плотно прижимается к покрытыму краской литографскому камню (прокатывается). Начинается процесс печати. В литографии это самое трудное. Литография, считается самой сложной техникой печати и ей учатся многие годы. Сегодня печатников-литографов в России можно пересчитать по пальцам, и художников тоже. Это связано именно с трудоемкостью печати и отсутствием станков. В других печатных техниках основные усилия идут у художника на процесс гравировки (печать дело нехитрое), в литографии все наоборот: быстро делается рисунок (на камне), а потом следует искусство печати. Если лист цветной, то под каждую краску рисуется новый камень, и цвета совмещаются по крестам или точкам.
В мире существует несколько литографских школ, и они все отличаются. К примеру, русская (точнее советская) носила более творческий характер, она была не связана с тиражностью и художника в основном волновал результат. Французская литография носила более репродукционный характер, а американская более техничная. Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и других средств художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.
Художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Саенко для изготовления своего авторского листа использовал технику линогравюры. Линолеум – очень благодатный материал для самых разных творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Для работы над гравюрой необходимы линолеум, резцы, краски и бумага, валик, а так же такие подсобные средства, как ножи, стекло, олифа и др.
Для гравюры лучше всего подходит пробковый линолеум, толщиной 2-3 мм. Перед работой его необходимо отшлифовать пемзой или наждачкой, поливая водой, сначала вдоль, а потом поперек. Закончив шлифовку, линолеум нужно положить под пресс, чтобы он не сворачивался в трубку. Когда линолеум высохнет его следует протереть олифой и досуха вытереть.
После этого, заранее подготовленный эскиз, переводят на линолеум.
Для перевода изображения чаще всего используют обычную копировальную бумагу или сначала переносят рисунок на кальку, а уже потом на линолеум, предварительно натёртый воском. Второй способ позволяет помимо перенесения посмотреть на зеркальное изображение, которое получится после печати. Чтобы рисунок не стерся в процессе работы его нужно обвести тушью.
Углубления на линолеуме делаются штихелями - резцами различных профилей и размеров. Вырезание гравюры требует усидчивости, аккуратности, и терпения, поспешность здесь может привести не только к испорченной работе, но и к травме. При вырезании необходимо помнить, что чем крупнее штрих, тем глубже его нужно прорезать.
Далее следует отпечатать несколько пробных оттисков. Для этого берётся черная типографская или масляная краска, которая валиком наносится на линолеум ровным слоем, так чтобы не было комочков и шероховатостей. Оттиски можно отпечатать на офортном станке или вручную, приложив к линолеуму бумагу и прокатав её обычной столовой ложкой. Если что-то в этом оттиске вас не устраивает, то необходимо внести нужные исправления, и сделать ещё несколько пробных оттисков. Когда все недостатки устранены, можно печатать тираж. Во время печати свежие оттиски нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны просохнуть. Нумеровать листы необходимо именно в том порядке, в котором они были отпечатаны и не рекомендуется делать более 100 оттисков, так как форма начинает «забиваться» и качество печати становится хуже.
После окончания работы форму и валик необходимо тщательно промыть скипидаром.

Московский художник Андрей Суздалев сделал свой авторский лист методом ксерографики (copy art). Ксерографика или электрографика – это вид современной графики, которая создаётся путём ручных манипуляций с самым обычным копировальным аппаратом в реальном времени. То есть во время ксерокопирования художник задаёт исходному изображению небольшое смещение, добиваясь на ксерокопии различных эффектов (смещения, раздваивания и т.п.) Парадокс метода заключается в том, что художник использует технику, предназначенную для репродуцирования, при создании уникальных произведений, поскольку каждый оттиск отличается от остальных, являясь своеобразной вариацией на исходную тему.

Для изготовления авторских листов могут использоваться самые разные техники, пришедшие к нам из глубины веков и возникшие совершенно недавно. Так, Наталья Куликова и Евгений Гриневич для своего листа использовали фотографию, я на свой лист пришивал CD-rom, на котором были собраны самые разные работы по книге художника.
Самые обычные офисные самонаборные штампы и печати придают авторским страницам дополнительные нюансы эксклюзивности. И последними штрихами этого издания стали деревянная велотачка, изготовленная методом лазерной гравировки и приклеенная на футляр, а также декоративная пломбочка, сделанная при помощи самого обычного «банковского» пломбиратора.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.