ХС
AC
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Странствия по страницам странных книг
Jul 27, 2006
Author:Михаил Погарский


Книга – произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом.
(С.И. Ожегов)

Среди книг встречаются своеобразные многостраничные существа,
которые живут в пространстве языка и взгляда по своим непредсказуемым
законам. Иногда они выходят в свет небольшими сообществами (тиражами), а иногда появляются одиноким соло. Для того чтобы книга превратилась в живое существо, она должна впитать в себя дыхание своего творца, тепло его рук, энергию любви и вдохновения. Книги-существа отличаются от своих многотиражных собратьев, подобно тому , как живописные полотна отличаются от репродукций, как люди отличаются от манекенов, как парящие птицы – от застывших чучел, как строки стихов – от бухгалтерских бланков. Книги, о которых идёт речь – это «книги художника»


Термин «книга художника» на сегодняшний день имеет очень расплывчатые границы. «Что это такое, и как его читать?» для большинства обывателей понятие весьма и весьма туманное. Более того, не только читатели, но и многие художники и искусствоведы знают об этом явлении лишь понаслышке. Термин «книга художника» не упоминается даже в солидных академических энциклопедиях по искусству. А ведь этому явлению уже более ста лет. И многие художники, работающие в этом жанре, уже вошли в анналы мирового искусства.
Сегодня в России под термином «книга художника» понимают всё, что, так или иначе, вываливается из общего многотиражного издательского процесса: от рукотворных самиздатовских сборников, сделанных при помощи ксерокса или печатной машинки до дорогих коллекционных изданий, выполненных с привлечением редких печатных технологий с использованием «элитных» бумаг и «благородных» переплётных материалов. Наряду с изданиями, сохраняющими традиционную форму книги, под «крышей» этого термина находятся также книги-объекты, книги-перфомансы, виртуальные интерактивные книги-игрушки, книги, посланные по почте и многое другое. В этой пёстрой коллекции соседствуют, не мешая и не вытесняя друг друга, книги на яблоневых срезах, на целлофане, на бумажных общепитовских тарелках, на папиросах, на обрезанных бутылках, на опавших осенних листьях, на почтовых марках, на сосновой коре и на керамической плитке, книги-стулья, книги-мельницы, книги-платья и книги-скульптуры.
Для того чтобы определить, что же такое «Книга художника», нужно для начала понять, что же такое книга, вообще? Вполне очевидно, что в разговоре о «книге художника», классическая дефиниция Ожегова начинает трещать по всем швам и междометиям. Поскольку в нашем случае книга может обойтись и без печати, и без бумаги, и вообще без текста. Поэтому в нашем случае к определению книги лучше подойти не с точки зрения формы, а исходя из внутреннего содержания и внешнего восприятия.
Итак, с точки зрения читателя: «книга художника» - это произведение искусства, предполагающее дискретность восприятия отдельных фрагментов (перелистывание), переплетённых единой внутренней нитью повествования. Читатель, как правило, вовлекается в некий ритуал прочтения. Иногда схема прочтения даже специально разрабатывается и прилагается в виде сопроводительной инструкции. Процесс восприятия почти никогда не ограничивается визуальным и концептуальным рядом, не менее важными оказываются тактильные, слуховые, а иногда и обонятельные ощущения.
С точки зрения художника – это творческий метод, в котором он использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента для самовыражения. Здесь «художник» понимается в широком смысле слова, как творец, мастер особого вида искусства. В отличие от обычного иллюстратора он создаёт книгу, как целостный организм, в котором визуальный ряд не просто дополняет текст, но, почти всегда является центральной частью работы. Мастера, работающие в жанре «книги художника», как правило, используют собственные тексты, но и в случае заимствования текстов пропускают их через свою творческую лабораторию. От жанра «книга художника» необходимо отделять шикарные библиофильские издания, выпускающиеся по инициативе издателя, который в первую очередь руководствуется коммерческим спросом. Конечно же, лучшие художники-иллюстраторы всегда заботились о всех составляющих элементах книги, и в начале XX века возникают такие понятия как «Художник книги» и «Искусство книги». В России тему целостного подхода к оформлению книги и теоретически и практически разрабатывали «Мирискуссники». Главный идеолог группы Александр Бенуа призывал «не... забывать в украшении книги об ее архитектуре» и заявлял, что «художник, занятый книгой», должен обращать внимание не только на иллюстрации, но и «на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста на странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на обрез, брошюровку и т.д.». Все эти рекомендации разумеется актуальны и для «книги художника», но к ним необходимо добавить некую особую энергетику, вложенную в книгу: авторское дыхание, тепло рук, отданное каждому экземпляру. И если для «художника книги» его работа – высокое ремесло вписанное в жёсткие рамки, то для мастера «книги художника» - это свободное творчество, не имеющее практически никаких ограничений.
На заре книгопечатания отношение к книге было как к драгоценности! В то далёкое время книгопечатание было сродни искусству или даже магии. Все книгопечатники постоянно искали и экспериментировали. Колдовали с составами красок, с поиском новых печатаных форм, с сортами бумаги и т.п. И, разумеется, практически все издания, того периода могут быть отнесены к тому, что сегодня мы называем «библиофильской книгой». Шло время, и постепенно книга из произведения искусства всё больше и больше превращалась лишь в источник информации или развлечения. В расчёте на массового читателя, появилось огромное количество «дешёвой» продукции. Книги разделились на дорогие подарочные издания и на копеечные многотиражные поделки.
Именно спрос на роскошные издания и породил жанр «Книга художника», возникновение которого обычно соотносят с французским словосочетанием livre d’artiste, которое возникло в начале прошлого века благодаря усилиям Амбруаза Воллара. Знаменитый галерист и издатель впервые использовал книжную форму как жанр, соединив её с графическими работами известных художников. Воллар задумал и воплотил в жизнь целый ряд высокохудожественных изданий. Он привлёк к иллюстрированию книг художников-живописцев, не знакомых с канонами книжной иллюстрации. В проекте были задействованы такие великие мастера, как Пикассо, Боннар, Матисс, Миро, Шагал и др. И сегодня их иллюстрации, стали образцами книгоиздательского дела. Воллар стремился добиться совершенства в полиграфическом исполнении книг. По его заказам для каждой книги изготавливалась специальная бумага с водяными знаками, дублирующими название. К каждому издания подбирался старинный наборный шрифт. Иллюстрации печатались на офортных и литографских станках первоклассными мастерами-печатниками. Переплёт и футляры делались вручную в лучших переплётных мастерских. Тираж книг был очень небольшим от 100 до 400 экземпляров, и каждая книга стоила баснословно дорого.
В 60-х годах прошлого века в первую очередь в США возникает жанр artist’s book , который носит прямо противоположный характер, тому, что мы называем livre d’artiste. Жанр представляли недорогие издания, которые художники могли себе позволить выпускать самостоятельно. Основополагающим в этих книгах была идея. Художники смело использовали для своих задач все достижения прогресса: ксерокс, фотоаппарат, компьютер, факс. Часто к этому жанру причисляли всё, что делали художники в книжной форме, поэтому точнее было бы перевести это словосочетание, как «Книги художников».
Знаменитый концептуалист Сол Ле Витт дал новому направлению следующее определение: «Книги художников», как и прочие виды искусства, являются попыткой транслировать художественные идеи от художника к читателю-зрителю. В отличии от других видов искусства, они общедоступны и недороги, и не нуждаются в специальных экспозиционных пространствах. Их ценность не превышает ценности идей в них заложенных… Они сами по себе предметы искусства, а не воспроизведение этих предметов.»
Русский термин «книга художника» стал своеобразным мостом между Европейской и Американской традицией, впитав в себя и наследие французской библиофильской книги livre d’artiste и уроки экспериментальной концептуальной школы artist’s book. Сегодня среди изданий выполненных в жанре «книга художника» можно выделить следующие направления:
1. Книги классической формы. 2. Книги-объекты 3. Книги-перформансы 4. Мэйл-арт книги. 5. Книги в сопровождении звука и мультимедиа. 6. Коллективные издания.


1. Книга, (греч. biblos), в древности в Египте, Греции и Риме представляла свиток из папируса, позже пергамента, навернутого на палку, на верхнем конце которой прикреплялся ярлычок с заглавием сочинения;.
(Брокгауз и Ефрон)
Большинство мастеров, работающих с «книгой художника», остаются верны классической форме книги. И основные усилия прилагают на художественное исполнение каждой страницы и всей книги в целом. Каждый мастер, безусловно, пробует себя в разных техниках, но, тем не менее, у всех есть какие-то предпочтения. Михаил Карасик и Виктор Гоппе чаще всего используют литографию для иллюстраций и высокую печать для текста, ведя сквозь десятилетия диалог с книгами футуристов. Дмитрий Саенко использует линогравюру и офорт. Евгений Стрелков предпочитает шелкографию. Игорь Иогансон любит работать с самым обычным ксероксом, добавляя к нему ручную роспись. Ручная роспись вообще довольно часто используется в книгах художника, а иногда книга изготавливается вручную полностью, как это было в нашем с Гюнель Юран проекте «Слова и свитки», в котором она написала 17 свитков в квазияпонском стиле.
Здесь необходимо отметить, что предпочтения довольно часто складываются не из внутреннего порыва, но просто из возможностей, доступных каждому художнику. Но в то же время, несомненно, что каждая книга, требует к себе особого подхода и как бы «подсказывает» автору какие материалы и техники ему нужно использовать. Иногда это обычный офисный самонаборный штамп, иногда линогравюра, прокатанная столовой ложкой, иногда трафарет из пластиковой папки, а иногда это может быть даже и штамп вырезанный на самой обыкновенной картофелине!

2. Лес – это открытая книга, но не каждый умеет её читать!
(Дерсу Узала)


Ещё одно направление, относящееся к жанру «книга художника», – это книги-объекты. К предтечам этого жанра могут быть отнесены и египетские пирамиды, испещрённые письменами и идеограммами, и многие китайские храмы, которые были посвящены самым разным темам, и мусульманские столбы-надгробия.
В 20-м веке книги-объкты выросли в особый жанр искусства. Ансельм Кифер, например, делал книги из волос, жести, песка, старых тряпок, дерева и металлических сеток. Ребекка Хорн творила книги из зонтика, птичьих перьев и старой оправы для очков. Театральный художник Сергей Якунин, в своих книжных объектах искусно применяет искусство бутафории и использует самый непредсказуемый рэди-мэйд вплоть до сушёной морковки. Поэт и скульптор Игорь Иогансон сделал несколько книг-скульптур, а художник Марина Перчихина превращала в книги целые комнаты. Я делал книги, страницы которых размещались на гранях додекаэдра, на крыльях мельницы, на бутылках, консервных банках, фанерных листах, камнях, кленовых листьях, на выброшенных стульях и на многих других материалах.

3. Театр и есть ожившая книга, книга которую прочитал и пересказал режиссёр.
(К.Станиславский)

Следующее направление «книги художника» - это книга-перформанс.
Книги-перформансы могут быть двух типов. Первый, это когда
производство книги представляет собой некую художественную акцию. Например, книгу «Картины ветра» (А.Суздалев, О.Хан, Л.Тишков) писал настоящий ветер при помощи подвешенных на верёвках кисточках. В книгу собственно и вошли эти картины, опечатанные впоследствии шелкографией, плюс видеофильм о том, как эти картины писались. Иногда из самого процесса печати художник устраивает небольшой перформанс, как это было, например, с книгой «Шляпа Пушкина», которую я печатал в день 200-летия поэта в Московской студии шелкографии.
Второй тип, это когда в процессе прочтения неотъемлемой частью является перформанс. Например, процесс сборки двухметровой «Изнанки вдохновений» (М.Погарский, А.Суздалев, О.Хан), каждый раз превращается в небольшой спектакль, причём каждое чтение документируется и заносится в специальный «журнал прочтений».

4. Этот роман в письмах Ф.М.Достоевский написал за одну ночь на спор с Белинским, а Некрасов тут же отдал его для публикации в Современнике.
(М.Цатлович)

Некогда популярные романы в письмах нашли своё отражение и в работах
мастеров книги художника. Одни из первых такую книгу издали художники легендарной группы fluxus. Японский художник Риосуке Коэн уже несколько лет регулярно издаёт газету, состоящую из писем и открыток, которые ему приходят по почте. А издатель Александр Кузькин выпустил в письмах книгу «Страдания молодого Вертера». Суть проекта состояла в том, что подписчикам этой книги письма Вертера высылались по почте в соответствии с числами датированными в романе Гёте.

5. Мультимедийные книги имеют совершенно новые возможности для создания нелинейных книг.
(Борис Либровски)
Новинки современного прогресса, безусловно, коснулись и книги художника. Всё чаще и чаще художники сопровождают свои книги компакт-дисками, дополняющими визуальный ряд. Так книга Нижегородского художника Евгения Стрелкова «Sirenes», включает диск с гидроакустическими звуками, которые издают Волжкие водохранилища. У Андрея Суздалева в книгу «Бумажная музыка» встроена кассета с наушниками, на которой записана электронная музыка смикшированная со звуками шуршащей бумаги. Я в соавторстве с Гюнель Юран и музыкантом Сергеем Генераловым делал книжный цикл «Страны света», каждая книга которого представляла из себя небольшой кукольный музыкальный театр.

6. - Знаешь ли что? Издай Альманак.
— Как так?
— Вот как: выпроси у наших литераторов по нескольку пьес, кой-что перепечатай сам. Выдумай заглавие, закажи в долг виньетку, да и тисни с богом.
(А.С.Пушкин Альманашник)
Книга художника уникальнейший жанр, который позволяет в одно, причём весьма компактное произведение искусства вовлечь сразу несколько художников. Именно так, поступил альманах «Треугольное колесо», полностью посвятив свой третий номер книге художника. В результате получилась, своеобразная Книга художника о книге художника. Тираж номера составил 300 экземпляров, из них эксклюзивная серия А, 100 экз. которые были выдержаны в рамках собственного жанра. Эти номера включают футляр, CD-rom, а также авторские листы, художников участвовавших в этом номере. При изготовлении авторских листов были применены следующие способы печати: шелкография, автолитография, линогравюра, фотография, ксерокопия, штамп, а также ручная раскраска, при этом использовались различные виды художественных бумаг, в том числе и бумага ручного отлива. В номере принимали участие: Леонид Тишков, Михаил Карасик, Сергей Якунин, Игорь Иогансон, Евгений Стрелков, Виталий Пацюков, Михаил Погарский (главный редактор), Гюнель Юран (художественный редактор), Виктор Гоппе, Дмитрий Саенко, Владимир Смоляр, Наталья Куликова, Евгений Гриневич, Андрей Суздалев, Николай Селиванов и др. электронная версия альманаха доступна на www.trinwheel.com

Сегодня жанр «Книга художника» находится на определённом подъёме. Об этом говорит хотя бы то, что в прошлом году состоялась 1-я Московская Международная выставка ярмарка «Книга художника», которая прошла в тандеме с Nonfiction в ЦДХ с 30 ноября по 4 декабря 2005 г. А совсем недавно на 1-м Московском открытом книжном фестивале программа artists-book.ru стала одним из центральных событий.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.