Письмена на земле
Lend-art in the Artists book
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



 Михаил Погарский

Письмена на Земле.

(ленд-арт в книге художника)

 

 

ЛЕНД-АРТ (англ. land art - искусство земли) направление искусства, возникшее в последней трети ХХ века. Художники ленд-арта сосредоточены на преобразованиях реального ландшафта. И основные материалы для своего творчества берут непосредственно из окружающей среды. Движение  ленд-артистов в 60-е годы прошлого века было своего рода протестом против коммерциализации искусства и закостеневшей музейной практики. Свои объекты художники очень часто создавали в далёких заброшенных уголках земли, где практически нет, и не может быть зрителей, и лишь фото- и видео-фиксация позволяла увидеть их произведения широким массам. Одним из самых ярких представителей ленд-арта был американский художник Роберт Смитсон, создававший монументальные ленд-композиции как в запущенных и безлюдных пространствах, так и в самом центре Америки – Нью-Йорке. Канонический ленд-арт проект Смитсона это спираль-дамба, которую он сделал на труднодоступном Большом солёном озере штата Юта. По сути этот огромный 500-метровый волнолом можно оценить лишь с высоты птичьего полёта и найдётся считанное количество людей успевших пройти по этой дамбе. Но фотографии и видеоотчёт о работе над  этим проектом обошли весь мир. Другой не менее громкий проект Смитсона – плавучий остров, который он разбил на старой барже, монтируя на нём микромодель экологической системы. Эта баржа-остров, совершавшая плавание вокруг небоскрёбов Мантэххена противопоставляла незамутнённую гармонию природы безудержной мощи и давлению технократической цивилизации.

Ещё один всемирно-известный  ленд-артист Христо Явачев (Кристо) в своих работах часто обращался к технике «оборачивания». Он в буквально смысле слова оборачивал в ткань, как безлюдные берега островов, так и архитектурные сооружения (здание Рейхстага в частности). Оборачивая те или иные объекты, Кристо скрывал от зрителей ненужные детали, призывая обратить внимание лишь на чистые контуры, на сглаженные формы и парадоксальным образом, скрывая, он одновременно «обнажал» объект. По словам самого Кристо все его проекты означают жест самостирания. Материя свидетельствует о том, что работе присуща хрупкость и что ей суждено исчезнуть... Никто не может купить эти работы, никто не может ими владеть, никому не дано извлекать из них материальную выгоду, чтобы их смотреть, не надо покупать билеты. Даже мы сами не владеем тем, что создаем, утверждал Кристо.

В России наиболее последовательно ленд-артом занимается художник Николай Полисский, создавший Николо-ленивецкие промыслы на реке Угре. Благодаря ему подле небольшого села Никола-Ленивец проходили необозримые демонстрации снеговиков, возводились вавилонские башни из соломы, а в 2007 году там состоялся крупный международный арт-фестиваль Арх-стояние.

Сегодня ленд-арт, как правило, очень тесно переплетается со средовыми инсталляциями, в которых художники используют свои домашние заготовки. Так, например, Франциско Инфанте расставляя зеркала на снегу, добивается удивительных эффектов искривлённого пространства, которое впоследствии он талантливо переносит в плоскость фотографии. Сам Инфанте себя ленд-артистом не считает, но его работы, безусловно, очень близко соприкасаются с «искусством земли».

Одним из самых больших парков средовых инсталляций «Фьюмара ди Арте» расположен в Сицилии. Парк был создан по инициативе мецената и апологета искусства Антонио Прести. Он растянулся на десятки километров вдоль извилистой речки Фьюмара Шумара. Открывает парк величественный монумент «На смерть поэта», воздвигнутый художником Тано Феста. Огромное тридцатиметровое синее окно на берегу моря, пронзённое столь же величественным стержнем, служит своего рода входом в парк и выходом в небо. Орнамент из декоративных облаков сливается с реальными облаками, и при всей кажущейся простоте это окно выводит тебя из обычной реальности на территорию переменчивых смыслов искусства. Двигаясь вдоль реки в глубь острова, вы неожиданно натыкаетесь на гигантскую абстракцию из двух прорезанных и сложенных вместе пластов чёрного и белого. Эта скульптура Пьетро Консарга посвящена памяти отца Антонио Прести – Анджело Прести и называется «Матери здесь могло и не быть.» Чуть далее перед вами предстанет “Кривая за плечами времени» сотворённая Паоло Скьявокампо. Это гигантская изогнутая арка из ржавого метала, в извивах которой кажется и в самом  деле теряется само время. Но вот уж действительно где можно потеряться так это в «Лабиринте Ариадны» (Итало Ланфредини), который расположен на живописном холме и издалека напоминает пульсирующее сердце. Есть в этом удивительном парке и «Энергия Средиземноморья» (Антонио ди Палма) – гигантская бетонная волна, упирающаяся на синие камни. Есть и странная «Комната золотой лодки» японского скульптора Нагасавы, про которую можно только услышать и постоять рядом, поскольку эта лодка находится в запечатанном наглухо гроте. По идее Нагасавы, даже ничего не знающий об этой лодке человек, проходя мимо должен ощутить действие силы искусства. Впрочем, на территории Фьюрмата де Арте действие этой силы не покидает тебя  практически никогда.

В жанре книга художника, разумеется, также было создано довольно много ленд-арт книг и масштабных книг-инсталляций. Так на арт-фестивале «Равноденствие» павильон-навес из полиэтилена сделанный на случай непогоды, был превращён участниками проекта в спонтанную поли-композиционную книгу, которую за исключением самих участников могли прочитать лишь случайные туристы, дождь и ветер. Для другой  книги-инсталляции «Изнанка вдохновений» (художники М.Погарский, А.Суздалев, О.Хан) полиэтилен в качестве материала для страниц был использован далеко не случайно. На огромных двухметровых листах с двух сторон был написан поэтический цикл, причём каждая оборотная строка служила своеобразным комментарием к лицевой. Поэт как бы подглядывает за своим собственным творчеством и приоткрывает изнанку собственного вдохновения. Каждое прочтение, собирание и разбирание этой прозрачной книги превращалось в своеобразный перформанс, сопровождаемый ритуальным занесением в специальный журнал прочтений. Эта книга-инсталляция экспонировалась на самых неожиданных площадках, в том числе на льду реки Синички близ Красногорска, в дачном посёлке Таганьково-5, в заброшенном Нижегородском коллекторе на берегу Оки, во внутреннем дворике Центрального Дома Художника и с каждым прочтением на её страницах оседали отметины времени, дождей и ветров.

Другой странствующий проект «Инверсия путешествий» (художники М.Погарский и Гюнель Юран) охватил ещё более обширную территорию. В этом проекте книги-пирамиды преображали свой далёкий «стационарно-достопримечательный» прообраз и сами превращались в паломников поклоняющимся местам силы. За время своих многолетних странствий пирамиды пускались в плавание по волнам Финского залива, посетили музей  Льва Толстого в Ясной поляне и музей А. Блока в Шахматове были на Российском фестивале радио, на Московском книжном фестивале в ЦДХ, на фестивале «Усадьба Джаз» в Архангельском и на фестивале «Ноумен Арт» в Парке культуры им. Горького, причём после каждого путешествия на белотканных гранях пирамид оседали новые впечатления: стихи, фотографии и рисунки, сделанные не только авторами проекта, но и другими поэтами и художниками.

Ещё один коллективный ленд-бук-арт-проект был осуществлён во дворе тульской галереи «Ясная поляна», где по инициативе Владимира Смоляра группа художников испещрила брусчатку множеством изобретённых символов, загадочных художественных знаков, дешифровку которых смог сделать лишь ближайший проливной дождь.

Вообще говоря, надписи, знаки и рисунки на земле, на скалах и на деревьях уходят своими корнями в первобытные времена, и в этом смысле ленд-бук-арт может считаться самым древним визуальным искусством. В одном из своих последних проектов «Песни стихий» мы Гюнель Юран вернулись именно к этому древнейшему искусству, создавая письмена на песке (Песня песка)  или заставляли эти письмена воспламениться подобно библейскому пророчеству для царя Валтасара (Песня огня). Но в отличие от мрачных валтасаровых пророчеств, наши горящие письмена взывали к свету и любви, что впоследствии нашло отражение в видеоверсии «Песни огня».

И, безусловно, вся наша земля это одна огромная, многослойная книга, прочтение которой находится на самых первых страницах. И в этом смысле труд археологов и палеонтологов тесно переплетается с работами ленд-артистов.

Если и у вас возникнет желание примкнуть к сумасшедшему племени ленд-артистов, помните, что это искусство не только не принесёт вам коммерческих дивидендов, но наоборот потребует от вас затрат, как физических, так и материальных. (Например, один из проектов Кристо по расстановке в Калифорнии и Японии более 3000 зонтиков потребовал от художника семилетней подготовки и обошёлся ему в 26 миллионов долларов.)

Но любые ваши посильные затраты будут вознаграждены радостью чистого и не замутнённого творчества. И лично я, например, расцениваю все свои ленд-арт проекты, как своеобразный отпуск, как отдых от городской суеты и текучки.

 

 Художественный совет № 5, 2008



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.