Арт-шахматы в Шахматово
Art-chess
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский

Игра в арт-шахматы на классическом поле музея

 

Уже более 3 лет длится успешное сотрудничество художников дизайн-студии «Треугольное колесо» (Михаил Погарский и Гюнель Юран) с музеем-заповедником А.А. Блока в Шахматово. Начиная с 2006 года, современное искусство гармонично слилось с пространством классической усадьбы.

 

Сиреневые шахматы 12х12

20 мая 2006 года в рамках 1 Сиреневого фестиваля на территории усадьбы была осуществлена своего рода поэтическая революция, которая совершенно по новому интерпретировала поэму Блока «Двенадцать». На красно-жёлтой доске формата 12х12 метров были расположены 12 светлых и 12 сиреневых фигур-метафор, 12 апостолов поэзии и сирени, которые были сделаны предельно лаконично в пиктографической манере. У каждой фигуры был свой путеводный фонарь и свой поэтический девиз со строкой из поэмы «Двенадцать» (например, у тёмных «Чёрный вечер» у светлых «Белый снег»).  На заборе развивался плакат на красном кумаче «Вся власть поэтическому со-бранию».

     Розыгрыш-перформанс шахматной партии представлял своего рода поиск – революционную бурю, поэтическую взвесь, метафорический вихрь из которого выстраивалась поэма.

     Власть короля и королевы отсутствовала, и эта игра не была нацелена на ниспровержение. Столкновение светлых и тёмных начал на жёлтых квадратах обыденности и красных полях орфического бунта было направлено не на разрушение, а на создание гармонии. Две противоположные силы подобно Инь и Ян, дополняя и поддерживая друг-друга, стремились

к соединению. Партию могли исполнить только опытные игроки, в совершенстве владеющие текстом поэмы и только они могли выбрать единственно правильные ходы, для того чтобы воспроизвести классический текст поэмы Александра Блока.

     Единственное что было привнесено художниками блоковские строки – это подмена слова «учредительскому» в плакате-стяге на «поэтическому».  Революция 2006 года передавала всю власть поэзии,  той самой поэзии, которой посвятил свою жизнь Александр Блок и которая единственная, наверно, достойна того, чтобы на её полях реяли свежие ветры революционных поисков.

     Оказалось, что можно и так прочесть знаменитую поэму, текст которой вдруг стал совершенно созвучен современной эпохе.

     После поэтического перформанса многие зрители выходили на поле и становились соучастниками проекта и даже не на шутку разыгравшийся ветер вносил свою лепту и под строку «Ветер, ветер на ногах не стоит человек» валил шахматные фигуры.

     С окончанием фестиваля проект не закончился и был представлен на 1 Московском международном книжном фестивале в ЦДХ, а также на форуме «Культура+» в галере Арт-плэй. Причём для этого форума нами был разработан специальный стенд в форме сложенной шахматной коробки. На некоторые поля коробки были вкраплены дверные глазки, сквозь которые можно было увидеть фотографии перформанса из Шахматово, встроенные в специальные световые короба. Стенд назывался «Иной взгляд на классическое пространство» и призывал участников форума задуматься о принципиально новых возможностях использования музейных территорий.

 

О чём поёт ветер

Именно ветру была посвящена наша следующая кинетическая инсталляция. Которую мы установили  в Шахматово в рамках 2 Сиреневого фестиваля.

   На крыльях небольшой (около 4 м высотой) мельни-цы были написаны стихи из цикла Александра Блока  «О чём поёт ветер». Одновременно с шумом крыльев мельницы звучала заранее подготовленная запись этих стихотворений в сопровождении специально написанной музыки. А также встроенных в «тело» мельницы поющих от ветра предметов, (колокольчиков, медных трубочек и т.п.).

   Символические образы ветра, метели,

бури, полёта проходят насквозь через всю поэзию Блока  от самых ранних стихотворений  вплоть до поэмы «Двенадцать». «Крылья  лёгкие раскину,/ Стены воздуха раздвину…» – пишет блок в цикле «Снежная маска» и действительно как бы раздвигает воздушные створы и пропитывает морозным ветром весь этот цикл.  «Моя  душа проста. Солёный ветер/ Морей и дух сосны/ Её питал…» – пишет он в цикле «Вольные мысли».

   Ветер для Блока олицетворял стихийное хаотическое начало. В разные периоды своего творчества блок наделял ветры различными свойствами и направлениями. В его поэзии дуют ветры: свободы, тревоги, разлуки, беспокойных поисков, размышлений, творчества, и, наконец, любви и смерти. О теме ветра в творчестве Блока писали различные исследователи от Корнея Чуковского до Анатолия Якобсона. Борис Пастернак посвятил «ветру Блока» один из поэтических отрывков. Илья Носков поставил моноспектакль «Ветеръ» по стихам Пушкина и Блока.

    Настоящая инсталляция стала ещё одним обращением к образам ветра в поэзии Блока. Здесь с одной стороны стихи в буквальном смысле были отпущены на ветер, а с другой стороны, они как будто возникли на своеобразной «мельнице творчества», что вызывало совершенно новый поэтический ветер восприятия. Соединение метафорических орфических ветров с реальной песней весеннего ветра усилило  и определённым образом изменило поэтику блоковских строк и вывело её на иной уровень воздействия.

    Крутились от ветра мельничные крылья, позванивали на них колокольчики,

сверкали на солнце блестящие строки поэта, переламывалось классическое пространство и мололось в муку совершенно новых арт-прочтений.

    Книга-мельница вошла в другой крупный международный проект дизайн-студии «Треугольное колесо» – «Библиотека Просперо», который дважды представлялся

в Центральном доме художника в Москве, в Центральном выставочном зале Манеж в Санкт-Петербурге, в галерее «Ясная Поляна»  в Туле и в Академии художеств в Катанье.

 

Ïàëîì­íè­÷å­ñòâî ïèðà­ìèä

­Åù¸ ­îäèí àðò-ïðî­åêò îñó­ùåñò­âë¸í­íûé ­â óñà­äü­áå Øàõ­ìà­òî­âî. ­Áûë ­÷àñòüþ äîë­ãî­âðå­ìåí­íîé ïðî­ãðàì­ìû «Èíâåð­ñèÿ ïóòå­øå­ñòâèé».

    ­Â êîí­öåï­öèè ­ýòîãî ïðî­åê­òà ðàñ­ñìà­òðè­âà­þò­ñÿ ­äâà ­âèäà ïóòå­øå­ñòâèé: ïåðå­ìå­ùå­íèå ­â ïðî­ñòðàí­ñòâå ­è ïåðå­ìå­ùå­íèå ­âî âðå­ìå­íè. ­Â ïîñëåä­íåì ñëó­÷àå âðå­ìÿ-øå­ñòâåí­íèê îñòà­¸ò­ñÿ ­íà ­ìåñòå, ­à ñîáû­òèÿ ­è âñòðå­÷è ïðî­ïëû­âà­þò ­ñêâîçü ­íåãî ­è ­ðÿäîì ­ñ ­íèì. Ïðè­÷¸ì ­â ­ýòîì ñëó­÷àå, ­÷åì áîëü­øèé èíòå­ðåñ âûçû­âà­åò âðå­ìÿ-øå­ñòâåí­íèê, ­òåì áîëü­øèé ­ïîòîê ­ëþäåé ­è ñîáû­òèé ­îí ïðè­òÿ­ãè­âà­åò ­ê ­ñåáå.

    Äîë­ãîå ­âðåìÿ Ïèðà­ìè­äû (ïèðà­ìè­äû ­êàê ­íåêèé àáñî­ëþò­íûé àáñòðàêò­íûé ñèì­âîë) ­ìîãëè øåñòâî­âàòü ­ëèøü ­âî âðå­ìå­íè, áóäó­÷è çíà­ìå­íè­òîé Àôðè­êàí­ñêîé äîñòî­ïðè­ìå­÷à­òåëü­íî­ñòüþ ­è ­îäíèì ­èç öåí­òðîâ ïðè­òÿ­æå­íèÿ èíòå­ðå­ñà.

    ­Â äàí­íîì àðò-ïðî­åê­òå ïèðà­ìè­äû ­ïî ­âîëå õóäîæ­íè­êà íàðó­øà­þò óñòà­íî­âèâ­øèé­ñÿ ïîðÿ­äîê ­âåùåé ­è ïîçâî­ëÿ­þò ­ñåáå ïåðå­ìå­ùàòü­ñÿ ­â ïðî­ñòðàí­ñòâå, îñó­ùåñò­âëÿÿ ­ïðè ­ýòîì ñâî­å­îá­ðàç­íóþ èíâåð­ñèþ ïóòå­øå­ñòâèé.

    Ïèðà­ìè­äû ­íåñóò ­íåêèé íåãà­ñè­ìûé ­ñâåò ïóòå­øå­ñòâèÿ, ­ó ­íèõ ­íåò îïðå­äå­ë¸í­íîé ­öåëè, ­ñìûñë ïàëîì­íè­÷å­ñòâà ­â ­ñàìîì ïàëîì­íè­÷å­ñòâå. ­È ­òóò ­óæ ­åñëè ÷åëî­âåê ­íå ­èä¸ò ­ê ïèðà­ìè­äå, ­òî ïèðà­ìè­äà ïðè­ä¸ò ­ê ­íåìó.

    Îñòðîâ­êè îñòà­íî­âîê ñâÿ­çà­íû ­ëèøü ­ñ âûçâàí­íûì èíòå­ðå­ñîì ­ê ­ìåñòó.

    Ïðî­åêò ­áûë ­íà÷àò ­â ­èþíå 2004 ­ãîäà ­íà ôèí­ñêîì çàëè­âå, ­ãäå ïèðà­ìè­äû îòïðà­âè­ëèñü ­â ­ñâî¸ âîëü­íîå ïëà­âà­íèå ­ïî áàë­òèé­ñêèì âîë­íàì, îïè­ðà­ÿñü ­ëèøü

­íà ïðè­õîòü ­âåòðîâ ­è õóäîæ­íè­êîâ. ­Ïîñëå ­ýòîãî ­îíè ñîâåð­øè­ëè ñòðàí­ñòâèÿ: ­â ­Ìóçåé ­Ëüâà Òîë­ñòî­ãî «­ßñíàÿ ïîëÿ­íà» ­íà îòêðû­òûé ìóçåé­íûé ­ôîðóì (­èþëü 2004), ­íà Âñå­ðîñ­ñèé­ñêèé ôåñòè­âàëü «Âìå­ñòå ­ðàäèî» (­èþíü 2005), ­íà Ìîñêîâ­ñêèé ìåæ­äó­íà­ðîä­íûé êíè­æíûé ôåñòè­âàëü (­ÖÄÕ, ­èþíü 2006), ­â Ãîñó­äàð­ñòâåí­íûé ­öåíòð ñîâðå­ìåí­íî­ãî èñêóñ­ñòâà (­èþëü 2006), 

­íà 2 Ìîñêîâ­ñêóþ ìåæ­äó­íà­ðîä­íóþ âûñòàâ­êó-ÿð­ìàð­êó «­Êíèãà õóäîæ­íè­êà» (­ÖÄÕ, äåêà­áðü 2006). Ôåñòè­âàëü «Óñà­äü­áà-Äæàç» (Àðõàí­ãåëü­ñêîå, ­èþíü, 2008) ­â ­Ïàðê

Ãîðü­êî­ãî ­íà ìåæ­äó­íà­ðîä­íûé ôåñòè­âàëü „Nou­men ­Art”

 (­èþíü 2008). ­Ïîñëå êàæ­äî­ãî ñòðàí­ñòâèÿ ­íà ãðà­íÿõ ïèðà­ìèä îñå­äà­ëè ïóòå­âûå âïå­÷àò­ëå­íèÿ: ôîòî­ãðà­ôèè, ­ñòèõè ­è ðèñóí­êè, êîòî­ðûå äåëà­ëè ­íå òîëü­êî àâòî­ðû ïðî­åê­òà, ­íî ­òàêæå ­è äðó­ãèå õóäîæ­íè­êè ­è ­ïîýòû, êîòî­ðûå âñòðå­÷à­ëèñü ­íà ­ïóòè ïèðà­ìèä. ­Ñðåäè õóäîæ­íè­êîâ, îñòà­âèâ­øèõ ­ñâîé ­ñëåä ­íà ïèðà­ìè­äàõ ­áûëè: Ìèõà­èë Êàðà­ñèê, ­Ëåîíèä Òèø­êîâ, Ýâå­ëè­íà ­Øàö, ­Ãþíåëü ­Þðàí, ­Áðóíî ­Íèâåð, Âëà­äè­ìèð Ñìî­ëÿð, Âèê­òîð ­Ãîïïå, ­Àíäðåé Ñóç­äà­ëåâ, Àëåê­ñàíäð Ñâèð­ñêèé ­è ìíî­ãèå äðó­ãèå.

    ­Îäíèì ­èç ñâÿ­òûõ ­ìåñò, êîòî­ðîå ïîñå­òè­ëè ïèðà­ìè­äû-ñòðàí­íè­êè ­áûëà óñà­äü­áà Øàõ­ìà­òî­âî, ­êóäà ­îíè ­áûëè «ïðè­ãëà­øå­íû» ­íà ïðàç­äíèê ïîý­çèè. ­È îêà­çà­ëîñü, ­÷òî ­ñòèõè êëàñ­ñè­÷å­ñêîé ­ôîðìû, çâó­÷àâ­øèå ­ñî ­ñöåíû, ­íè÷óòü ­íå ìåøà­þò ýêñ­ïå­ðè­ìåí­òàëü­íî­ìó òâîð­÷å­ñòâó, îñåâ­øå­ìó ­íà ãðà­íÿõ ïèðà­ìèä.

 

Ñèì­âî­ëè­÷å­ñêèé êîðà­áëèê ïîý­çèè.

 ­Â ­àâãóñòå 2008 ­ãîäà õóäîæ­íè­êè äèçàéí-ñòó­äèè ­â î÷å­ðåä­íîé ­ðàç ïîä­íÿ­ëè Àëåê­ñàí­äðà ­Áëîêà ­íà ­êîðàáëü ñîâðå­ìåí­íî­ñòè.

    ­Êàêèì ­æå ­ìîã ­áûòü ­ýòîò ìåòà­ôî­ðè­÷å­ñêèé ­êîðàáëü? Êîíå÷­íî ­æå, ­ýòî ë¸ã­êèé áóìàæ­íûé êîðà­áëèê ­èç äåò­ñòâà. Ìàëåíü­êèé êîðà­áëèê ­îäèí ­èç ñèì­âî­ëîâ ­âåñíû, ­êîãäà ìàëû­øè ­ñ âîñ­òîð­ãîì îòïðà­âëÿ­þò ­èõ ­â ïëà­âà­íèå ­ïî òîëü­êî ­÷òî ïðîñ­íóâ­øèì­ñÿ ­ðó÷üÿì.  

    Ïðàê­òè­÷å­ñêè ­âñåì ïîý­òàì ñâîé­ñòâåí­íî ñîõ­ðà­íÿòü äåò­ñêîå íåïî­ñðåä­ñòâåí­íîå âîñ­ïðèÿ­òèå ­ìèðà, ñîâåð­øàòü ñóìàñ­áðîä­íûå ­è íåîð­äè­íàð­íûå ­ñ ­òî÷êè çðå­íèÿ âçðî­ñëûõ ­è ñåðü¸ç­íûõ ­ëþäåé ïîñòóï­êè. ­È ­ýòîò ñèì­âî­ëè­÷å­ñêèé êîðà­áëèê ïîý­çèè ­êàê ­áû âûâî­äèò ­íàñ ­çà ãðà­íè­öû îáû­äåí­íî­ñòè ­è óíî­ñèò ­â áóð­íîå ­ìîðå ïîý­çèè ­è èñêóñ­ñòâà.   

 

3 àâãóñòà 2008 ­áåëûé áóìàæ­íûé êîðà­áëèê ðàç­ìå­ðîì 3 ­õ 1,5 ­ìåòðà, ñäå­ëàí­íûé ­èç ïåíî­êàð­òî­íà, îáêëå­åí­íûé ãàçå­òà­ìè ­è ñòðà­íè­öà­ìè ­êíèã ­ñî ñòè­õà­ìè ­Áëîêà áîðîç­äèë ïðî­ñòî­ðû ïðèó­ñà­äåá­íî­ãî ­ïðóäà, ðàç­äâè­ãàÿ ïðî­ñòðàí­ñòâî ­è ­âðåìÿ, îñó­ùåñò­âëÿÿ ­âîÿæ ­èç ­XIX ­âåêà ­â ­XXI. Êóð­ñè­ðóÿ ­ìåæäó êëàñ­ñè­êîé ­è ñîâðå­ìåí­íî­ñòüþ ­è äîêà­çû­âàÿ, ­÷òî Àëåê­ñàíäð ­Áëîê ­áûë ­è îñòà­¸ò­ñÿ ñîâðå­ìåí­íûì ïîý­òîì.

 

­Âî ­âñåõ ­íàøèõ ïðî­åê­òàõ ­ìû âñåã­äà íàõî­äè­ëè ­æèâîé ­îòêëèê ñîòðóä­íè­êîâ ­ìóçåÿ ­è ­â ïåð­âóþ î÷å­ðåäü ­åãî äèðåê­òî­ðà Ñâåò­ëà­íû Ìèõàé­ëîâ­íû Ìèñî÷­íèê, ­äëÿ êîòî­ðîé ­ýòîò ­ìóçåé ­ñòàë ­äåëîì ­âñåé ­å¸ ­æèçíè. ­È ­íàì ­áûëî ­î÷åíü ïðè­ÿò­íî, ­÷òî ­ëþ äè, ðàáî­òàþ­ùèå ­â ­ýòîì ­ìóçåå, ïðå­êðàñ­íî ïîíè­ìà­þò íåîáõî­äè­ìîñòü èñïîëü­çî­âà­íèÿ ­íîâûõ ìåòî­äîâ ðàáî­òû ­ñ êëàñ­ñè­÷å­ñêèì ìàòå­ðè­à­ëîì.

 

Ïîäðîá­íî­ñòè ­îá ­ýòèõ ­è äðó­ãèõ ­íàøèõ ïðî­åê­òàõ ­ìîæíî ïîñìî­òðåòü ­íà ñàé­òàõ: www.po­gar­sky.ru  ­è www.tinwhe­el.com

 

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.