Михаил Погарский
Игра в арт-шахматы на классическом поле музея
Уже более 3 лет длится успешное сотрудничество художников дизайн-студии «Треугольное колесо» (Михаил Погарский и Гюнель Юран) с музеем-заповедником А.А. Блока в Шахматово. Начиная с 2006 года, современное искусство гармонично слилось с пространством классической усадьбы.
Сиреневые шахматы 12х12
20 мая 2006 года в рамках 1 Сиреневого фестиваля на территории усадьбы была осуществлена своего рода поэтическая революция, которая совершенно по новому интерпретировала поэму Блока «Двенадцать». На красно-жёлтой доске формата 12х12 метров были расположены 12 светлых и 12 сиреневых фигур-метафор, 12 апостолов поэзии и сирени, которые были сделаны предельно лаконично в пиктографической манере. У каждой фигуры был свой путеводный фонарь и свой поэтический девиз со строкой из поэмы «Двенадцать» (например, у тёмных «Чёрный вечер» у светлых «Белый снег»). На заборе развивался плакат на красном кумаче «Вся власть поэтическому со-бранию».
Розыгрыш-перформанс шахматной партии представлял своего рода поиск – революционную бурю, поэтическую взвесь, метафорический вихрь из которого выстраивалась поэма.
Власть короля и королевы отсутствовала, и эта игра не была нацелена на ниспровержение. Столкновение светлых и тёмных начал на жёлтых квадратах обыденности и красных полях орфического бунта было направлено не на разрушение, а на создание гармонии. Две противоположные силы подобно Инь и Ян, дополняя и поддерживая друг-друга, стремились
к соединению. Партию могли исполнить только опытные игроки, в совершенстве владеющие текстом поэмы и только они могли выбрать единственно правильные ходы, для того чтобы воспроизвести классический текст поэмы Александра Блока.
Единственное что было привнесено художниками блоковские строки – это подмена слова «учредительскому» в плакате-стяге на «поэтическому». Революция 2006 года передавала всю власть поэзии, той самой поэзии, которой посвятил свою жизнь Александр Блок и которая единственная, наверно, достойна того, чтобы на её полях реяли свежие ветры революционных поисков.
Оказалось, что можно и так прочесть знаменитую поэму, текст которой вдруг стал совершенно созвучен современной эпохе.
После поэтического перформанса многие зрители выходили на поле и становились соучастниками проекта и даже не на шутку разыгравшийся ветер вносил свою лепту и под строку «Ветер, ветер на ногах не стоит человек» валил шахматные фигуры.
С окончанием фестиваля проект не закончился и был представлен на 1 Московском международном книжном фестивале в ЦДХ, а также на форуме «Культура+» в галере Арт-плэй. Причём для этого форума нами был разработан специальный стенд в форме сложенной шахматной коробки. На некоторые поля коробки были вкраплены дверные глазки, сквозь которые можно было увидеть фотографии перформанса из Шахматово, встроенные в специальные световые короба. Стенд назывался «Иной взгляд на классическое пространство» и призывал участников форума задуматься о принципиально новых возможностях использования музейных территорий.
О чём поёт ветер
Именно ветру была посвящена наша следующая кинетическая инсталляция. Которую мы установили в Шахматово в рамках 2 Сиреневого фестиваля.
На крыльях небольшой (около 4 м высотой) мельни-цы были написаны стихи из цикла Александра Блока «О чём поёт ветер». Одновременно с шумом крыльев мельницы звучала заранее подготовленная запись этих стихотворений в сопровождении специально написанной музыки. А также встроенных в «тело» мельницы поющих от ветра предметов, (колокольчиков, медных трубочек и т.п.).
Символические образы ветра, метели,
бури, полёта проходят насквозь через всю поэзию Блока от самых ранних стихотворений вплоть до поэмы «Двенадцать». «Крылья лёгкие раскину,/ Стены воздуха раздвину…» – пишет блок в цикле «Снежная маска» и действительно как бы раздвигает воздушные створы и пропитывает морозным ветром весь этот цикл. «Моя душа проста. Солёный ветер/ Морей и дух сосны/ Её питал…» – пишет он в цикле «Вольные мысли».
Ветер для Блока олицетворял стихийное хаотическое начало. В разные периоды своего творчества блок наделял ветры различными свойствами и направлениями. В его поэзии дуют ветры: свободы, тревоги, разлуки, беспокойных поисков, размышлений, творчества, и, наконец, любви и смерти. О теме ветра в творчестве Блока писали различные исследователи от Корнея Чуковского до Анатолия Якобсона. Борис Пастернак посвятил «ветру Блока» один из поэтических отрывков. Илья Носков поставил моноспектакль «Ветеръ» по стихам Пушкина и Блока.
Настоящая инсталляция стала ещё одним обращением к образам ветра в поэзии Блока. Здесь с одной стороны стихи в буквальном смысле были отпущены на ветер, а с другой стороны, они как будто возникли на своеобразной «мельнице творчества», что вызывало совершенно новый поэтический ветер восприятия. Соединение метафорических орфических ветров с реальной песней весеннего ветра усилило и определённым образом изменило поэтику блоковских строк и вывело её на иной уровень воздействия.
Крутились от ветра мельничные крылья, позванивали на них колокольчики,
сверкали на солнце блестящие строки поэта, переламывалось классическое пространство и мололось в муку совершенно новых арт-прочтений.
Книга-мельница вошла в другой крупный международный проект дизайн-студии «Треугольное колесо» – «Библиотека Просперо», который дважды представлялся
в Центральном доме художника в Москве, в Центральном выставочном зале Манеж в Санкт-Петербурге, в галерее «Ясная Поляна» в Туле и в Академии художеств в Катанье.
Ïàëîìíè÷åñòâî ïèðàìèä
Åù¸ îäèí àðò-ïðîåêò îñóùåñòâë¸ííûé â óñàäüáå Øàõìàòîâî. Áûë ÷àñòüþ äîëãîâðåìåííîé ïðîãðàììû «Èíâåðñèÿ ïóòåøåñòâèé».
 êîíöåïöèè ýòîãî ïðîåêòà ðàññìàòðèâàþòñÿ äâà âèäà ïóòåøåñòâèé: ïåðåìåùåíèå â ïðîñòðàíñòâå è ïåðåìåùåíèå âî âðåìåíè.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå âðåìÿ-øåñòâåííèê îñòà¸òñÿ íà ìåñòå, à ñîáûòèÿ è âñòðå÷è ïðîïëûâàþò ñêâîçü íåãî è ðÿäîì ñ íèì. Ïðè÷¸ì â ýòîì ñëó÷àå, ÷åì áîëüøèé èíòåðåñ âûçûâàåò âðåìÿ-øåñòâåííèê, òåì áîëüøèé ïîòîê ëþäåé è ñîáûòèé îí ïðèòÿãèâàåò ê ñåáå.
Äîëãîå âðåìÿ Ïèðàìèäû (ïèðàìèäû êàê íåêèé àáñîëþòíûé àáñòðàêòíûé ñèìâîë) ìîãëè øåñòâîâàòü ëèøü âî âðåìåíè, áóäó÷è çíàìåíèòîé Àôðèêàíñêîé äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòüþ è îäíèì èç öåíòðîâ ïðèòÿæåíèÿ èíòåðåñà.
 äàííîì àðò-ïðîåêòå ïèðàìèäû ïî âîëå õóäîæíèêà íàðóøàþò óñòàíîâèâøèéñÿ ïîðÿäîê âåùåé è ïîçâîëÿþò ñåáå ïåðåìåùàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå, îñóùåñòâëÿÿ ïðè ýòîì ñâîåîáðàçíóþ èíâåðñèþ ïóòåøåñòâèé.
Ïèðàìèäû íåñóò íåêèé íåãàñèìûé ñâåò ïóòåøåñòâèÿ, ó íèõ íåò îïðåäåë¸ííîé öåëè, ñìûñë ïàëîìíè÷åñòâà â ñàìîì ïàëîìíè÷åñòâå. È òóò óæ åñëè ÷åëîâåê íå èä¸ò ê ïèðàìèäå, òî ïèðàìèäà ïðèä¸ò ê íåìó.
Îñòðîâêè îñòàíîâîê ñâÿçàíû ëèøü ñ âûçâàííûì èíòåðåñîì ê ìåñòó.
Ïðîåêò áûë íà÷àò â èþíå 2004 ãîäà íà ôèíñêîì çàëèâå, ãäå ïèðàìèäû îòïðàâèëèñü â ñâî¸ âîëüíîå ïëàâàíèå ïî áàëòèéñêèì âîëíàì, îïèðàÿñü ëèøü
íà ïðèõîòü âåòðîâ è õóäîæíèêîâ. Ïîñëå ýòîãî îíè ñîâåðøèëè ñòðàíñòâèÿ: â Ìóçåé Ëüâà Òîëñòîãî «ßñíàÿ ïîëÿíà» íà îòêðûòûé ìóçåéíûé ôîðóì (èþëü 2004), íà Âñåðîññèéñêèé ôåñòèâàëü «Âìåñòå ðàäèî» (èþíü 2005), íà Ìîñêîâñêèé ìåæäóíàðîäíûé êíèæíûé ôåñòèâàëü (ÖÄÕ, èþíü 2006), â Ãîñóäàðñòâåííûé öåíòð ñîâðåìåííîãî èñêóññòâà (èþëü 2006),
íà 2 Ìîñêîâñêóþ ìåæäóíàðîäíóþ âûñòàâêó-ÿðìàðêó «Êíèãà õóäîæíèêà» (ÖÄÕ, äåêàáðü 2006). Ôåñòèâàëü «Óñàäüáà-Äæàç» (Àðõàíãåëüñêîå, èþíü, 2008) â Ïàðê
Ãîðüêîãî íà ìåæäóíàðîäíûé ôåñòèâàëü „Noumen Art”
(èþíü 2008). Ïîñëå êàæäîãî ñòðàíñòâèÿ íà ãðàíÿõ ïèðàìèä îñåäàëè ïóòåâûå âïå÷àòëåíèÿ: ôîòîãðàôèè, ñòèõè è ðèñóíêè, êîòîðûå äåëàëè íå òîëüêî àâòîðû ïðîåêòà, íî òàêæå è äðóãèå õóäîæíèêè è ïîýòû, êîòîðûå âñòðå÷àëèñü íà ïóòè ïèðàìèä. Ñðåäè õóäîæíèêîâ, îñòàâèâøèõ ñâîé ñëåä íà ïèðàìèäàõ áûëè: Ìèõàèë Êàðàñèê, Ëåîíèä Òèøêîâ, Ýâåëèíà Øàö, Ãþíåëü Þðàí, Áðóíî Íèâåð, Âëàäèìèð Ñìîëÿð, Âèêòîð Ãîïïå, Àíäðåé Ñóçäàëåâ, Àëåêñàíäð Ñâèðñêèé è ìíîãèå äðóãèå.
Îäíèì èç ñâÿòûõ ìåñò, êîòîðîå ïîñåòèëè ïèðàìèäû-ñòðàííèêè áûëà óñàäüáà Øàõìàòîâî, êóäà îíè áûëè «ïðèãëàøåíû» íà ïðàçäíèê ïîýçèè. È îêàçàëîñü, ÷òî ñòèõè êëàññè÷åñêîé ôîðìû, çâó÷àâøèå ñî ñöåíû, íè÷óòü íå ìåøàþò ýêñïåðèìåíòàëüíîìó òâîð÷åñòâó, îñåâøåìó íà ãðàíÿõ ïèðàìèä.
Ñèìâîëè÷åñêèé êîðàáëèê ïîýçèè.
 àâãóñòå 2008 ãîäà õóäîæíèêè äèçàéí-ñòóäèè â î÷åðåäíîé ðàç ïîäíÿëè Àëåêñàíäðà Áëîêà íà êîðàáëü ñîâðåìåííîñòè.
Êàêèì æå ìîã áûòü ýòîò ìåòàôîðè÷åñêèé êîðàáëü? Êîíå÷íî æå, ýòî ë¸ãêèé áóìàæíûé êîðàáëèê èç äåòñòâà. Ìàëåíüêèé êîðàáëèê îäèí èç ñèìâîëîâ âåñíû, êîãäà ìàëûøè ñ âîñòîðãîì îòïðàâëÿþò èõ â ïëàâàíèå ïî òîëüêî ÷òî ïðîñíóâøèìñÿ ðó÷üÿì.
Ïðàêòè÷åñêè âñåì ïîýòàì ñâîéñòâåííî ñîõðàíÿòü äåòñêîå íåïîñðåäñòâåííîå âîñïðèÿòèå ìèðà, ñîâåðøàòü ñóìàñáðîäíûå è íåîðäèíàðíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëûõ è ñåðü¸çíûõ ëþäåé ïîñòóïêè. È ýòîò ñèìâîëè÷åñêèé êîðàáëèê ïîýçèè êàê áû âûâîäèò íàñ çà ãðàíèöû îáûäåííîñòè è óíîñèò â áóðíîå ìîðå ïîýçèè è èñêóññòâà.
3 àâãóñòà 2008 áåëûé áóìàæíûé êîðàáëèê ðàçìåðîì 3 õ 1,5 ìåòðà, ñäåëàííûé èç ïåíîêàðòîíà, îáêëååííûé ãàçåòàìè è ñòðàíèöàìè êíèã ñî ñòèõàìè Áëîêà áîðîçäèë ïðîñòîðû ïðèóñàäåáíîãî ïðóäà, ðàçäâèãàÿ ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ, îñóùåñòâëÿÿ âîÿæ èç XIX âåêà â XXI. Êóðñèðóÿ ìåæäó êëàññèêîé è ñîâðåìåííîñòüþ è äîêàçûâàÿ, ÷òî Àëåêñàíäð Áëîê áûë è îñòà¸òñÿ ñîâðåìåííûì ïîýòîì.
Âî âñåõ íàøèõ ïðîåêòàõ ìû âñåãäà íàõîäèëè æèâîé îòêëèê ñîòðóäíèêîâ ìóçåÿ è â ïåðâóþ î÷åðåäü åãî äèðåêòîðà Ñâåòëàíû Ìèõàéëîâíû Ìèñî÷íèê, äëÿ êîòîðîé ýòîò ìóçåé ñòàë äåëîì âñåé å¸ æèçíè. È íàì áûëî î÷åíü ïðèÿòíî, ÷òî ëþ äè, ðàáîòàþùèå â ýòîì ìóçåå, ïðåêðàñíî ïîíèìàþò íåîáõîäèìîñòü èñïîëüçîâàíèÿ íîâûõ ìåòîäîâ ðàáîòû ñ êëàññè÷åñêèì ìàòåðèàëîì.
Ïîäðîáíîñòè îá ýòèõ è äðóãèõ íàøèõ ïðîåêòàõ ìîæíî ïîñìîòðåòü íà ñàéòàõ: www.pogarsky.ru è www.tinwheel.com
|