Елена Герчук
Elena Gerchuk
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Елена Герчук

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

Книга Художника – жанр сравнительно новый; то есть, конечно, многим в детстве случалось старательно сшивать исписанные печатными буквами и разрисованные листочки, но в качестве полноправного участника художественных выставок Книга Художника появилась недавно. Настолько недавно, что эти два слова до сих пор ещё пишутся – в отличие от живописи или скульптуры – либо в кавычках, либо с обеих заглавных букв.
И текстов об этих Книгах написано уже больше, чем о любом другом жанре. То есть именно о Книгах Художника в целом. Такой уж это жанр – Книга Художника; он как будто бы для того и существует, чтобы спорить о нём самом, а не о конкретных работах конкретных художников. Споры эти идут бесконечно, и будут, по-видимому, продолжаться, так как предмет разговора в принципе не может быть определён: любая книга есть до некоторой степени Книга Художника, как и любое произведение художника есть до некоторой степени Книга, поскольку являет собой некий текст.
Одним из результатов этих споров стало то, что о Книге Художника узнали коллекционеры – узнали, полюбили и начали покупать. Покупатели – это серьёзно; ни в коем случае нельзя допускать их до мысли, что они покупают всего-навсего книги, массовый товар. Книгам, в отличие от книг, цена совсем другая. Поэтому, в отличие от художников книги, Художники Книги Художника (а как их ещё называть?) и сами чрезвычайно много пишут о своем искусстве.
Почти во всех их текстах честно говорится, что книга – это чересчур просто: «Книга художника всегда больше, чем книга»; «слишком прост отпечаток, слишком тиражен»; «художественное качество в такой книге достигается не благодаря дизайну и иллюстрациям, а зачастую вопреки»... Сами себя они охотно называют художниками, конструкторами, коммуникаторами, писателями, поэтами, перформансистами и даже кентаврами, но никогда – художниками книги. А дизайнер у них – вообще неприличное слово.
В самом деле, на выставках Книги Художника можно увидеть совершенно удивительные предметы: железные, каменные и деревянные, то самые обычные, бытовые, то – невиданные, изобретенные специально для этого случая. Иногда даже закрадывается предположение, что их авторы соревнуются – кому удастся представить в виде книги наиболее неожиданный и неподходящий предмет. Встречаются, правда, и почти просто книги – но только почти. Иногда даже обычные тиражные книжки с хорошими картинками – но тогда уж раскрашенные от руки.
Конечно, самому понятию книги, как и традиционной книжной форме, эти опыты повредить не могут: книга – понятие до такой степени безграничное, что может вместить и мячик, и шкафчик, и даже зонтик. Зато, как ни парадоксально, они могут повредить самой Книге Художника – опять-таки не конкретной книге или конкретному художнику, а всему жанру в целом.
Если эти Книги делают Художники, то, стало быть, Книга Художника – это искусство. А для искусства должны существовать критерии оценки, в противном случае оно рискует остановиться в своём развитии, что, судя по некоторым признакам, уже и происходит.
Но, если эти Книги – произведения искусства изобразительного, то они должны оцениваться по критериям художественного качества; однако, для этого пришлось бы исключить из них текст, то есть не собственно буквы, а текст как понятие, как способ передачи информации – что, разумеется, невозможно. А если они – книги, то они являются формами существования текста, и должны оцениваться по критериям соответствия формы содержанию. Но для этого пришлось бы сравнивать их с другими, обычными книгами, что, как уже сказано, считается неприемлемым.
Похоже, что замкнутость сообщества, непроницаемость тех самых никем не определённых, произвольно назначаемых границ жанра и является главным препятствием для его развития. Внутри этих границ Художник Книги Художника волен назначить книгой любой объект своего труда – лист бумаги, коробочку, коллекцию камешков – и решать с его помощью любые свои задачи, от самовыраженческих до меркантильных. Но стоит только поставить этот объект в один ряд с другими произведениями искусств – искусств почти любых, поскольку книга, как уже сказано, универсальна – как тут же появляется и критерий качества. А с этим критерием начинаются и открытия, а с открытиями – и возможность двигаться вперед.
В противном же случае Книга Художника так и останется жанром, существующим как инструмент для определения собственных границ.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.