Даша Чердакова
Dasha Cherdakova
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



ДАША ЧЕРДАКОВА
Совсем ручная Книга

Началось все с французского поэта Блёза Сандрара. Юрий Штапаков разговорился с приятелем-библиофилом из Лозанны. Тот ему рассказал о существовании полумифической книжки поэта, посетившего во время революции Новгород. Тексты Блёза сохранились, но книга канула в Лету. Юрий Штапаков от руки написал текст, нарисовал картинки так родилась его первая ручная книга.
ПОТОМ был проект в Музее Ахматовой «Дембельский альбом», в котором участвовали все самые яркие молодые художественные силы Петербурга. Тема рукописного альбома, дневника, записной книжки обострила желание Юрия делать свои ручные книги с текстами любимых поэтов и писателей. Любовь Юрия к Хармсу и... хламу способствовала плодотворному развитию этого увлечения.
Как и многие художники, Юрий Штапаков любит подбирать всякий ненужный хлам, любоваться им и находить ему новое, неутилитарное, чисто эстетическое применение. Как-то Юрий забрался на территорию заброшенного завода «Красный треугольник», нашел там залежи потрясающей коричневой оберточной бумаги с толевой прослойкой, и эта бумага вызвала в художнике необычайный прилив фантазии и вдохновения. Еще Юрий любит собирать старый потертый, протоптанный линолеум в покинутых домах. Однажды он сделал при помощи такого линолеума свою первую линогравюру: внимательно всмотрелся в покоробленную поверхность, увидел какие-то контуры, напоминающие людей, усилил эту фантазию, процарапал рисунок, сделал отпечаток. «Ведь это Хармс! Эти уже готовые линии, в которых можно увидеть какую-то проступающую рожу, руку, человечка. Эти следы каблуков и каблучков, может быть, падения кухонного ножа или разбитой во время скандала посуды! Все это следы подлинной жизни коммунальных ленинградских квартир - и их можно увековечить, отпечатать на бумаге. Это настоящее броуновское движение! Люди уже бессознательно поработали на этих поверхностях!» - что-то этакое подумал Юрий. Так родилась серия иллюстраций Штапакова к произведениям Хармса. Но, выставив в галереях свои раскрашенные линогравюры, Юрий на этом не успокоился. Ему захотелось сделать свою книгу Хармса под названием «СДЫГРАППР». Юрий сфотографировал своих друзей в палатах брошенной больницы, раскрасил фотографии, выведенные на принтере на толевую бумагу, красной краской. Получился мрачный коричневый альбом, переплетенный проволокой, украшенный жестью, с линогравюрами, фотографиями, стихами Хармса, написанными от руки. Еще не читая Хармса, читатель погружается в тоталитарную корежащую атмосферу насилия железных производств, нормативов, судов, и выход оттуда один - безобразный абсурд, сумасшедшая клоунада, уродские человечки из линолеумных отпечатков.
С тех пор линогравюры, сделанные при помощи старого линолеума, - фирменный прием художника Штапакова.
- Я вынимаю людей, которые уже есть. Я вообще люблю работать по черному холсту. Белое - это ничто. Темная комната - это комната, где все уже есть. Важна графическая составляющая мира - красота вещей. Стоит только включить свет - и все, что там было, выявляется.
- То есть для тебя живопись, графика - это что-то вроде платоновского припоминания?
- Нет. Это не припоминание. Это доставание из мрака.
В Петербурге нет коллекционеров, которые покупали бы эти раритетные книги. Покупают иногда библиотеки - Эрмитажа, Русского музея, Публичная, отдел эстампа. В Москве и на Западе такие книги можно продать очень дорого. Самые великие знатоки ручной книги в Петербурге - это художник и куратор Михаил Карасик и издатель Петр Суспицын.
Когда-то в городе существовали мастерские-печатни, но их инфраструктура была разрушена перестройкой. На Западе же ручная книга в почете и в моде, началась эта мода примерно с 60-х годов. Во всех художественных учебных заведениях учат мастерству изготовления ручной печатной книги. Более того, во многих городах Европы и Америки существуют ворк-шопы - мастерские, где стоят печатные станки для изготовления офортов, литографий, где есть бумага и краска, куда может прийти человек любого уровня подготовленности и, внеся небольшую плату, создать самостоятельно свои книги или проделать это под руководством мастера. В Петербурге же тот, кто хочет работать в контексте современной мировой художественной культуры, должен все открывать и познавать сам, вне всяких структур. «У нас в России все искусство закончилось Репиным, в лучшем случае - Татлиным и Родченко. Далее было 70 лет лакуны», - считает художник.
Юрию Штапакову повезло, ему удалось стажироваться в институте Тамаринд в США, в городе Альбукерке. Вместе с тремя петербургскими художниками - Таней Козьминой, Пашей Шугуровым, Леонидом Строгановым он прошел курс обучения, научился очень многому новому, особенно тонкостям литографии. Более того, был потрясен, насколько во всем мире велик интерес к ручной печатной книге художников. Во многих западных институтах слышны призывы: присылайте к нам учеников, мы научим! Увлекшись ручной книгой, Юрий Шталаков и Петр Белый решили создать в своей мастерской студию печатной книги. Так в 2002 году родилась Санкт-Петербургская печатная студия. Художникам хотелось отойти от привычной практики, когда мастерская - это норка для одинокого творца. Художники хотели, чтобы был контекст, чтобы все интересующиеся ручной книгой могли бы обмениваться идеями, могли бы воплощать их в мастерской на их станках. Они решили создать своеобразный ворк-шоп у себя, но не на коммерческой основе, а на основе симпатий к тем или иным художникам. Хотите сделать линогравюру, литографию, побаловать себя офортом или сухой иглой, высокой, глубокой или плоской печатью - пожалуйста! Штапаков и Белый приглашают в свою студию художников, которые им близки, которые им интересны. За четыре года здесь поработали и сделали свои печатные книжки Арон Эйнштейн, Феликс Волосенков, Юлия Зарецкая, Михаил Гавричков, Петр Швецов. Более того, по Интернету о мастерской узнали художники из Ирландии, Америки, Франции, и ради общения с коллегами они прибыли в Петербург и тоже поработали с нашими мастерами.
В результате Штапаков и Белый потихоньку создают в своей печатне коллекцию художественных ручных книг. Два проекта привлекают их - ручная книга и большая гравюра, для изготовления которых в их мастерской есть условия. Арон Эйнштейн уже заинтересовался не только ручной книгой, но и большой гравюрой, так что можно ожидать от него нового витка в творчестве.
Петр Белый и Юрий Штапаков - преподаватели Смольного института свободных искусств и наук. Уже год они ведут группу студентов, обучают их печатной графике. Вместо курсовой студенты должны сделать свою книгу. Петр Белый, с которым Штапаков делит пространство мастерской, - известный в Питере актуальный художник. Юрий Штапаков себя к актуальным художникам не относит. «Я не могу страстно делать карьеру, как они. Я не люблю бизнес, с которым современное искусство сильно переплетено. Мне ближе ощущения художника-шестидесятника, который, как святой Иероним, сидит в келье, что-то пишет, не озабочен самопродвижением», - говорит Юра. Абсурд - это любимая тема Штапакова. Он сделал ручную книгу «Лимерики», где собраны стихи абсурдистов, написанные особым видом стихосложения. Тексты стихов Штапакову пришлось писать левой рукой, так как у него слишком красивый почерк, что не соответствует духу абсурда. На форзац Штапаков приклеил старые отечественные обои 60-70-х годов, что придает книгам ощущение особой унылой теплоты и грусти по поводу бега времени. «Я люблю воспринимать жизнь как абсурд - с долей юмора, иначе неминуемо можно впасть в томительную депрессию», - говорит художник. И в самой биографии Штапакова можно найти долю юмора и абсурда. Он родился в Ленинграде, в Лавре, учился в СХШ, потом в архитектурном техникуме, в армии организовывал первые подпольные концерты «Аквариума», за что чуть не 6ыл сослан в нехорошие места. Стал свободным Художником с 1985 года, вместе с перестройкой. Среди ручных книг Штапакова - «Старуха» Хармса, Льюис Кэрролл на английском языке, потрясающая «История солдата» в обложке, обтянутой солдатским шинельным сукном. В перспективе - изготовление книги со стихами трех питерских поэтесс, предельно откровенно пишущих о своем, женском. Книга будет иметь треугольную форму, иллюстрации будут сделаны в виде цифровых фотографий разных предметов, вызывающих соответствующие ассоциации...



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.