Book-art в Ростове на Дону. Первую «книгу художника» я увидел в фильме Сергея Соловьева «Асса». Она называлась «Книга жизни». Тогда все книги печатались в государственных издательствах, пройдя цензуру, получив одобрение партии. Каждая книга как бы представляла свехдержаву СССР, и поэтому возможность самому «без спросу» сделать книгу казалась невероятной шалостью, а именно такие занозы раз засевшие, трудно извлечь. Время для осуществления замысла появилось по стечению обстоятельств в 1994 году. Я остался без холстов, красок, ушел с работы и начал свою «книгу жизни». Она называлась «Книга почета или тайная жизнь насекомых». Рефлексии на распад страны, войну, глобализацию, терроризм, секс и насилие определили тему книги. А пачки накопившихся журналов 80-90-х годов – материалом, из которого я делал коллажи на 70-ти страницах вокзальной «Книги почета». В ней проявился тогдашний неутолимый голод по красивой иллюстрации. Радость от новой вкладки «Огонька», «Юности», «Смены» или журнала «Советский Союз» сейчас наверно никому не будет понятна. Как мне кажется, в этих коллажах удалось «законсервировать» в картинках историю утраченной империи. Когда я беру эту книгу в руки, то возникает ощущение, что благодаря ингредиентам ее ценность как «выдержка» растет со временем. Делались книжки и в РХУ им. М.Б. Грекова, где я это как-то ввел в программу подготовки графических дизайнеров и в этом проекте будут представлены книги студентов ИАрхИ ЮФУ, сделанные со мной по курсу «Книжная графика». Я благодарен настоящим мастерам этого искусства Леониду Тишкову – известному московскому авторитету букарта, Андрею Суздалеву, Евгению Стрелкову, Михаилу Погарскому, Олегу Дергачеву и другим известным художникам, представленным на страницах каталога. Графика Ильи Кабакова из частной коллекции – это дань нашему патриарху актуального искусства. Александр Аксинин – график с мировым именем, жизнь и творчество которого связаны с книгой. Игорь Витальевич Введенский предложил сделать, неосуществленную из-за его гибели в авиакатастрофе, книгу, которую он подготовил к этому проекту. Николай Симонов – чья сценография делает театры Москвы «современными» и «актуальными» представил свою единственную и любимую книгу. Участие в проекте молодых вселяет надежду, что интерес к авторской книге не пропадет а может и заразит молодые, не впавшие в потребительский раж, организмы. В экспозиции реализована поэтичная метафора. Благодаря тому, что книги выставлены на пюпитрах для нот, их исполнители (авторы) образуют невидимый оркестр, звучащий в тишине выставочного зала шелестом страниц, которые листают зрители. Велик соблазн тихонечко поставить «Реквием» Моцарта… Мысль о том, что это первая выставка книги художника в Ростове конечно оптимистична, но возможно, она же и последняя. Ведь этот проект подводит итог истории книги художника 80-90-х годов, не только как художественное, но и как общественно-политическое явление в стремительно меняющемся мире. Прежде всего, необходимость этого проекта продиктована беспокойством о том, что будет забыта еще одна грань культуры. Это возможность внимательно посмотреть и поразмышлять. Что ж, так или эдак, но проект, несмотря на свою уникальность в Ростове – факт состоявшийся. Хочется отметить поддержку проекта Институтом Архитектуры и Искусства ЮФУ (руководитель проф. Колесник В.А., зам. руководителя по научной работе проф. Молчанов В.Н.), открывшими в сотрудничестве с Музеем современного искусства на Дмитровской (директор М.Приходько) в сотрудничестве открыли еще одну страницу сложного современного искусства – книгу художника. ИАрхИ ЮФУ играет все более важную роль в формировании культурного и художественного пространства в городе Ростове и регионе. Приближает процесс подготовки творческих специальностей к современным художественным практикам, одновременно налаживая в провинции систему коммуникаций обеспечивающих информационное и художественное включение в мировой процесс развития культуры.
Куратор проекта Александр Лишневский
|