Елена Невердовская
Elena Neverdovskaja
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Книга художника: объект, уникат, "машина чтения"
[Елена Невердовская]

20  апреля 2002 в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка "Книга художника". Она состоит из двух частей: одна представляет "книгу художника" Германии - "Немецкие публикации и издания. 1960-е - начало 1990-х годов", другая позволяет совершить краткий экскурс в новейшую историю аналогичного феномена в Петербурге.
"Немецкая" часть - это экспозиция, созданная еще в 1989 году Институтом внешних отношений (ifa) совместно с Зигфридом Зальцманном, которая представляет феномен не во всей его полноте, а ограничиваясь исключительно полиграфическими изданиями. Выбор в качестве объекта выставки "книг художников", напечатанных в издательствах, вызван тем, что они в отличие от книжных объектов или уникатов, созданных живописцами, или "красивых" иллюстрированных изданий, до сих пор не оказывались в центре внимания. Среди авторов книг, представленных на этой выставке, - Геогр Базелитц, Йозеф Бойс, Йорг Иммендорф, Марсель Брудтаерс, Карлфридрих Клаус, А.Р.Пенк и др. Все экспонаты экспозиции "Немецкие публикации и издания. 1960-е - начало 1990-х годов" распределены по нескольким разделам: "Флюксус и хэппенинг", "Исследователи и коллекционеры", "Писатели и теоретики", "Живописцы и рисовальщики", "Документалисты и копиисты", в качестве разделов также названы издательства, постоянно занимающиеся выпуском "книг художника". Полиграфические произведения современных немецких художников помещены, в основном, в стеклянные витрины, но некоторая их часть находится в свободном доступе - только таким образом возможно оценить целостное произведение и понять замысел его автора.
"Русская" часть выглядит как полная противоположность немецкой: практически, никаких витрин, - лопаты, ведра, войлочные рукавицы, трудовые книжки и паспорта сразу способны сбить с толку книголюба-читателя. На самом деле, в небольшом зале предпочтение было отдано тем феноменам, от показа которых отказались немецкие кураторы. В основном, это книжные объекты, и самые заметные из них - работы Виталия Пушницкого "Книга стихий" (на лопате помещена табличка "Книга земли", на ведре - "Книга воды", на огнетушителе - "Книга огня") и "Книга насилия" (книга, пробитая гвоздями, книга, запечатанная в банке, и т.д.). Кураторы выставки "Русская книга художника - новейшая история. Малотиражные издания, книжные объекты. 1995-2002" Михаил Карасик и Мария Корыстылева в тексте каталога констатируют существующее различие и взаимодополнение экспозиций. Они объясняют это наличием национальных, социальных, политических особенностей, забывая, по крайней мере, о двух вещах. Во-первых, что немецкие кураторы сознательно сделали выбор в пользу полиграфически изданных книг. Во-вторых, что в отличие от научно проработанной, по возможности, более полной немецкой выставки, русская - это авторский взгляд на феномен, взгляд, страдающий пристрастностью, случайностью и избирательностью. В качестве примера можно привести тот факт, что Митьки, известные своей бурной издательской деятельностью в указанный период, на выставке представлены не были. Только О&А Флоренские выступили в качестве отдельных авторов. Но и они тоже показали не созданные ими "книги художника", напечатанные в издательствах, а такие рукотворные произведения, как "Таксидермия" или открытки путеводитель "по питейным местам".
Так что, о каких либо заключениях, касающихся различий русской и немецкой "книги художника", нужно забыть. Просто стоит помнить, что вторая часть выставки "Книга художника" дополняет первую, а также служит отдыхом от излишней смысловой загруженности немецких книг и веселым развлечением после их глубокомысленного серьезного "занудства".



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.