Палиндром
Palindrome
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Палиндром

 

Палиндром, перевертень – слово или фраза, читающаяся одинаково слева направо и справа налево. Когда его круговой иногда никуда не ведущий смысл я попытался передать вот таким перевёртышем: «Лавра ела да и пела. Муза поила. Чепуху пиит умно дарил. Се дар. А вон слов уловка! Как волу вол снова рад, если рад он мути и пуху печали. О паз ума, лепи! А Дале – аврал.». Палиндромами увлекались многие поэты-экспериментаторы, в частности Велимир Хлебников, написавший знаменитый Перевертень («Инок, топот, кони»). А палиндром Афанасия Фета («А роза упала на лапу Азора») вошёл практически во все энциклопедии и словари. Так великий поэт увековечил свою знакомую собачонку! Из современных палиндромов мне очень нравится: «Уж редко рукою окурок держу!» (автор мне неизвестен). Из самых древних известных палиндромов – это магический квадрат SATOR

 

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

 

Этот совершенный палиндром, который может быть прочитан в любом порядке (не только по горизонтали, но и по вертикали), находили во многих древних памятниках самых разных культур. Sator – сеятель, создатель, arepo – ползущий, а также ростки растения, tenet – ты обладаешь, opera – создание, rotas – колёса. Возможные варианты перевода всей фразы могут быть самыми разными: Сеятель из ростков растения, которыми ты обладаешь создаёт колёса мироздания. Создатель ползущий не ты ли владеешь колесом всей вселенной?

 

Относительность

 

О теории относительности и в частности об относительности времени можно поспорить на уровне понимания. В частности знаменитый парадокс близнецов, который неоднократно обыгрывался в научной фантастике, на самом деле не выдерживает никакой критики. Из уравнений Эйнштейна следует, что время в движущейся системе течёт медленнее, чем в неподвижной. И близнец, улетающий на космическом корабле, от земли с околосветовой скоростью так и останется молодым, а его брат, оставшийся на Земле состарится гораздо быстрее. Однако стоит нам рассмотреть эту ситуацию из другой системы отсчёта. Положив космический корабль неподвижным, а Землю наоборот, удаляющейся, то стариться быстрее будет брат-близнец на космическом корабле. Все мои вопросы к физикам-теоретикам как это объяснить сводились к какому-то аппелированию к абсолютному пространству (которого нет у Эйнштейна) к тому, что движется или покоится система можно определить по ускорению (которое не участвует в уравнениях Эйнштейна и время там зависит лишь от скорости). Но никто вразумительно так и не смог объяснить мне это придуманный мною парадокс парадокса близнецов.

 

Осень

 

Дерево и один листок. Порывистый дождь. Осень. Почему всегда пейзажи? Может быть потому, что за триста лет сохранилась лишь их вечность?

Осень. Осенило. Корни?

Музыка осени… Кажется  из «Времён года» Вивальди. Понимаю ли я её? Что значит понимать? Нравится - это не то. Можно ли сказать про что?

В музыке наибольшая свобода восприятия. Новое прослушивание - новые образы. У слепого какие чувства? Откуда зов поезда? Их же ещё не было. Почему так частит сердце?

Осень. Осень жизни. Уход. И, последний взмах, промельк ушедшего времени. Тишина. Из тишины пришедшие в тишину уходящие.

 

Орфическая топографика

 

Моё имя переводится – «яко бог». А живу я в Новом Назарете, который поместил сюда великий виртуальный топограф и реформатор патриарх Никон.

 

 Одна случайность не говорит ни о чём. Две - дают начало закономерности. Приходится соответствовать.

 

С некоторых пор меня предельно интересует грандиозная задача Малларме об орфическом воспроизведении Земли. Пытаюсь строить.

 

Получается не замок, но изначально руины. Не строгий европейский парк, но буреломы и непролазные чащи. Не выверенный архитекторами город, но лепящееся по своим собственным законам нагромождение домов (томов).

 

Естественно, что моё орфическое мироустройство изобилует белыми лакунами и литературными дырами. Стараюсь заполнить.

 

 

Оригинальность

 

            Оригинальность может, как помогать, так и мешать настоящему искусству. Разумеется, любое произведение искусства должно каким-то образом втягивать зрителя в свою ауру, должно заставить остановиться, должно чем зацепить, заворожить, привлечь. Но это всего лишь обложка, форма приглашения войти, и если за оригинальностью, которая сегодня почти всегда граничит с эпатажем и провокацией ничего не стоит, то искусство здесь неминуемо умирает и перерождается в банальное шоу.

 

Опьянение

 

Шарль Бодлер утверждал: «Всегда нужно быть пьяным. В этом всё: это единственная задача. Чтобы не ощущать ужасный груз Времени (см), который давит нам на плечи и пригибает нас к земле, нужно опьяняться беспрестанно.
      Чем? Вином (см), поэзией (см) или истиной (см) - чем угодно. Но опьяняйтесь!
      И если порою, на ступеньках дворца, на траве (см) у обочины, в мрачном одиночестве (см) своей комнаты, вы почувствуете, пробудившись, что опьянение уже ослабло или исчезло, то спросите у ветра (см), у волны (см), у звезды (см), у птицы (см), у часов, у всего, что бежит, у всего, что стонет, у всего, что катится, у всего, что поёт, у всего, что говорит, - спросите, который час; и ветер, и волна, и звезда, и птица, и часы ответят вам: «Время опьяняться! Для того чтобы не быть страждущим рабом Времени, опьяняйтесь; опьяняйтесь непрестанно! Вином, поэзией или истиной - чем угодно!»

 

Опечатки

 

            Человек грамотный и талантливый, почти всегда исправит вкравшиеся в текст опечатки, как смысловые так и грамматические. А вот гений чаще всего, либо пропустит её, либо поднимет до нового смыслового контекста.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.