Инверсия
Inversion
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Инверсия

Инверсия – хороший приём, который способствует постижению сути вещей или наоборот её затуманиванию! Поэтическая инверсия была весьма востребована у поэтов Золотого века. В частности можно привести знаменитый пример инверсии из «Евгения Онегина». Там Пушкин, характеризуя Ленского, пишет:

            Он из Германии туманной

            Привёз учёности плоды…

Долгое время пушкиноведы ломали голову, почему Пушкин назвал Германию туманной? Какие там в самом деле туманы, чай не Англия! Пока кто-то из них дюже догадливый не сообразил, что эпитет «туманной» относится к учёности, а не к Германии и Пушкин просто воспользовался приёмом языковой инверсии.

            Я в своих проектах приём инверсии возвёл в некую концепцию и осуществил целую программу “Inverto veritas”. Которая состояла из инверсии полёта, инверсии тишины и инверсии путешествий.

 

Инверсия полёта (в подробностях)

В этом арт-проекте на треногах из ивовых прутьев были подвешены остриём вниз стеклянные пирамиды, из которых высыпался песок (см), символизирующий время, изменённое состояние полёта, наоборот-движение. Песок просыпался на маленькие подвешенные снизу глобусы земли, луна и галактики. Посредством песка надувались (насыпались) воздушные (песочные) шарики.

Полёт  в расхожем понимании направлен либо «от», либо «по-над» Землёй, или вообще планетой.  «К» - нет. «К» - это уже не полёт. «К» - это падение или  посадка (приземление, прилунение, примарсение и т.п.). Сила тяжести организует полёт. Лишь благодаря силе тяжести возможны понятия «верха» и «низа», «взлёта» и «посадки», «полёта»… Вселенная не иерархична. В ней не существует ни верха, ни низа, ни центра, ни окраин. И лишь небольшие островки гравитации способны осуществить пространственную иерархию (см).

Проект «инверсия полёта» направлен «К».

Попытка возвращения полёту утерянной координаты.

Воздушный шарик, надувае-сыпаемый песком, летит к земле, не приземляясь, но сливаясь с нею.

Разноцветные пирамиды – храмы для песка и ветра.

Иная версия направления движения.

Пескоструйные конструкции, предназначенные для насыпа (надува песком)
воздушных (песочных) шариков, символизируют изменение привычных
представлений о полёте.

Маленькая Земля и сама-то лишь мыльный пузырёк времени, небольшой камушек в воздушной оболочке атмосферы.

Песочный шарик, сорвавшийся с неведомых космических весов, может вызвать непоправимые катаклизмы на нашей хрупкой планете.

И поэтому стоит ли серьёзно относиться к упадкам и взлётам цивилизаций, к великим достижениям и кризисам человечества?
Не лучше ли, пока есть досуг и силы посвятить их  игре (см) в разноцветные шарики.

Инверсия полёта – это своего рода ландшафтная метафора (см) мировоззрения автора.

-  Полёт вверх или по-над.

-  Инверсия полёта

Проекция внутренней эстетики в коллективное восприятие.

Проекция внешней эстетики в индивидуальное восприятие.

 1.Самовыражение, достижение гармонии с внешним миром, скольжение по эстетическим канонам цивилизации.
2. Самовыражение, достижение гармонии с внутренним миром, создание индивидуальных основ эстетики.

Достижение высот. Восхождение на Олимп. 

Постижение глубины. Погружение в нирвану.

 1.Следование традиции или наоборот нарушение традиции. Возведение новых зданий на фундаменте классического искусства. Опора на Землю.
2. Движение ab ovo. Витиё верёвок из песка. Опора на ветер.

 

Инверсия тишины. (подробнее)

Инверсия внутренней тишины (хлопок одной ладонью) стало продолжение проекта «инверто веритас». Для осуществления этой инверсии из старой и ржавой пилы были вырезаны ладони, которые прикреплялись к не менее ржавым трубкам. Если их оттянуть, то они начинали издавать дребезжащие звуки. Из этих заготовок на месте выстраивались различные композиции: 1. Хлопок через мост (ладони прикручивались к перилам мостика) 2. Инверсия внутренней тишины (ладони расходятся из одной точки, образуя своеобразный звуковой репер) 3. Круговая порука (ладони создавали "треугольное колесо" (см) как бы держась друг за друга). Проект призван был осуществить художественное раскрытие дзенского (см. дзен) коана "хлопок одной ладонью" или произвести так называемую инверсию тишины. Теоретически не составляет проблемы осуществить метафорическую инверсию звука, коей и является тишина. Соответственно, производя обратную инверсию тишины, мы должны получить все звуки, которые неминуемо сольются в белый шум. И дребезжащий звук металлической ржавой ладони становится своеобразным камертоном для настройки белого шума. Наша вселенная в целом абсолютно безмолвна. Лишь изредка в её бесконечных просторах возникают островки звука. Звучащие руки, направленные в космическое безмолвие, как бы абсорбируют всю невысказанность вселенной. Прислушиваясь к этому космическому дребезгу, зритель, возможно, прислушивается к самому себе и наконец-то слышит звук хлопка одной ладони.

 

Инверсия путешествий (паломничество пирамид) (подробнее)

Возможны два вида путешествий: перемещение в пространстве и перемещение во времени. В последнем случае путешественник остаётся на месте, а события и встречи проплывают сквозь него и рядом с ним. Причём в этом случае, чем больший интерес вызывает путешественник, тем больший поток людей и событий он притягивает к себе.

            Долгое время Пирамиды (пирамиды как некий абсолютный абстрактный символ) могли путешествовать лишь во времени, будучи знаменитой достопримечательностью и одним из центров притяжения интереса.

В данном арт-проекте пирамиды по воле художника нарушают установившийся порядок вещей и позволяют себе перемещаться в пространстве.

Пирамиды несут некий негасимый свет путешествия, у них нет определённой цели, смысл паломничества в самом паломничестве.

Островки остановок связаны лишь с вызванным интересом к месту.

Проект был начат в июне 2004 года на финском заливе, где пирамиды отправились в своё вольное плавание, опираясь лишь на прихоть ветров и художников. После этого они совершили странствия: в Музей Льва Толстого «Ясная поляна» на открытый музейный форум (июль 2004), на Всероссийский фестиваль «Вместе радио» (июнь 2005), на Московский международный книжный фестиваль (ЦДХ, июнь 2006), в Государственный центр современного искусства (июль 2006), в музей А.А. Блока в Шахматово (август 2006), на 2 Московскую международную выставку-ярмарку «Книга художника» (ЦДХ, декабрь 2006). Фестиваль Усадьба-Джаз (Архангельское, июнь, 2008), фестиваль «Ноумен Арт» в Парке Горького (2008). После каждого странствия на гранях пирамид оседали путевые впечатления: фотографии, стихи и рисунки, которые делали не только авторы проекта, но также и другие художники и поэты, которые встречались на пути пирамид. Среди художников, оставивших свой след на пирамидах были: Михаил Карасик, Леонид Тишков, Эвелина Шац, Бруно Нивер, Владимир Смоляр, Виктор Гоппе, Андрей Суздалев, Александр Свирский и многие другие.

 

Иная реальность

 

Мы живём в преддверии грандиозного события, происходящего

в современной физике. Речь идёт ни много ни мало, а о смене существующей физической

парадигмы. Развитие теории торсионного поля, введение понятия Светового поля сознания, идеи об изучении Физики-Бога - все эти концепции так или

иначе сводятся к осознанию принципиально иной физической реальности, объяснению природы паранормальных явлений и постижению сути энергетически-информационных полей пронизывающих пространство. Современная физика вплотную подошла к изучению возможностей перехода чистой информации в чистую энергию без опосредованных механизмов. И хотя ещё нет формулы, связующей информацию и энергию (подобно соотношению энергии и массы Е=mс2), но уже сама постановка    задачи говорит о многом.

То есть открытие этой формулы, по сути, позволит объяснить природу самого Творения! Далее, развитие этих идей приводит к стиранию различий между субъектом и объектом! Сегодня физики начинают высказывать гипотезы не только о вмешательстве сознания в эксперимент, но и о попытках управления физическими экспериментами на уровне сознания!

 

Икс

 

Объяснить почему для неизвестных величин в математике и персонажей в литературе выбрана именно буква «х» (икс) крайне затруднительно. Добро бы это шло из русского, т.е. от старорусской буквы «Х» (хер), тогда бы было понятно. Неизвестно – то есть хер его знает! Но никто же ведь не говорит: «Да икс его знает!». Можно было бы на этом простом примере доказать первичность кириллицы по отношению к латыни, но нужно ли?

 

Изумление

Изумление – высшая степень удивления!

А способность удивляться – это, пожалуй, одно из основополагающих свойств всех настоящих художников и поэтов! Как можно вообще жить в этом мире и не удивляться ему?! Практически любой предмет и любое событие или явление, поистине удивительны! Как можно не удивляться звёздному небу, желтеющему осеннему лесу, цветущим яблоням, снегопаду, дождю, яблоку, камню, любви, жизни и смерти?

 

Избыточность

 

Избыточность губительна для поэзии. Массовое производство убивает былую прелесть отдельных вещей. Как глубоки как тонко и творчески сделаны старые фотографии! Каждая небольшое произведение искусства. И что такое фотография сейчас в век массового цифрового производства. Лишнего кадра не жалко, щёлкается с запасом, потом не нужное сотрём, и дай бог если стирается, а то ведь хранятся на хардах тысячи и тысячи мусорных фотографий, которые были, дай-то бог, один, два раза просмотрены.

 

Иерархия

 

Бернард Вебер во многих своих книгах любил описывать опыт с шестью крысами в одной клетке и с кормушкой отделённой от клетки водным бассейном. Иерархия там строилась всегда по следующей схеме 2 эксплуататора, 2 раба, которые плавали за едой, а по возвращении отдавали еду эксплуататорам, один независимый пловец и один – козел отпущения. В общем, иерархия выстраивалась так и только так. Над крысами вообще было сделано множество самых разных опытов, уж больно они материал благодатный. А я вот тут недавно за двумя воронами наблюдал. Весна, солнышко греет. Я устроился на лавочке с небольшим запасом вина и хлеба. Неподалёку ворона. Ну, кинул ей корочку. Подошла, взяла осторожно, отпрыгнула в сторону, стала корочку в луже размачивать. Подлетает вторая, чувствуется более сильная, и отбирает. Причём чувствуется, что не голодна, просто власть показать необходимо. Кидаю вторую корочку – отбирает, третью – отбирает, отлетает в сторону прячет в листьях и пулей назад, чтобы отобрать четвёртую. Причём взять корочку сначала предоставляется право первой вороне (дело-то опасное, от человека понятно можно всякого ожидать). Наконец первая решает не есть сразу, а тут же спрятать. Не тут-то было! Вторая тут же раскапывает заначку и перепрятывает! И ещё раз подчеркну вторая ворона была не голодна, но лишь демонстрировала свою власть и силу! Не тоже ли самое и в человеческом обществе. Власть имущие набирают и набирают для себя блага мирские, которые уже и проглотить-то не в силах, но блага эти суть демонстрация их могущества!

 

Идиот

 

Идиот в переводе с греческого - «частное лицо». Пожалуй, стоит задуматься над происхождением этого слова! А уж после Достоевского это слово приобрело  новые несуществующие ранее оттенки. И вот ещё одна сильная мысль, высказанная «Оскаром Уайльдом: «Идиот в глазах Бога и идиот в глазах людей – это далеко не одно и то же!»

 

Идиома

 

Идиома—это по сути своей идиотическое словосочетание, признанное нормальным.

 

Игра

 

Искусство не может и не должно быть серьёзным. Маски (см) пророков, миссионеров, инженеров человеческих душ и духовных вождей народа ему не к лицу. Что-то такое трескается в этот момент на зеркале творчества и твоё детище вмиг покрывается серым налётом общественной пользы.

И лишь те, кто сохранил в себе детскую непосредственность, кто с подростковым азартом ввязывается в понарошковую битву, кто разыгрывает раз за разом никуда не ведущую партию, только они и могут создавать истинное искусство...

Искусство, родившееся когда-то из ритуальных игр и интеллектуальных состязаний, не может и не должно быть серьёзным.

Йохан Хейзинга, написавший отнюдь не игровую, а предельно серьёзную книгу “Homo Ludens” (Человек играющий) не оставил в пространстве цивилизации, пожалуй ни одного поля деятельности, в котором так или иначе не присутствовала бы игра. От спорта до войны, от оперного театра до театра политических игрищ, от казино до института семьи всё-то – ИГРА. Но тут очень важно отдавать себе отчёт, что если ты играешь в играх, которые тебе навязали и при этом даже выигрываешь – ты всё равно проигравший! А вот если ты вовлекаешь в свои игры других людей, то уже в этом есть немалая победа, только нужно красиво довести свою партию до конца!

 

Зопура

Зопура – это термин древнегреческой философии, обозначающий буквально «огонь творчества», «вдохновенную искру жизни». Наиболее, близки к нему по смыслу «вдохновение» (см)  или даже «озарение». И уж поэзии-то без зопуры никак невозможно!

 

Золотое сечение

 

            Золотое сечение это собственно деление отрезка таким образом, что длина отрезка делённая на большую часть равна отношению большей части к меньшей. Постоянная

f = 1 + корень из 5 / 2 = 1,618....

как раз и равна этому отношению. Огромное количество законов мироздания и канонов искусства выстраиваются вокруг этой константы. Роль, которую она играет в основании мира ничуть не меньше, чем то значение, которое играют постоянные пи и е.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.