Интервью для журнала Терра
Terra
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Мы попросили рассказать о направлениях artists book художника, издателя альманаха «Треугольное колесо» Михаила Погарского.

- Михаил Валентинович, какие существуют направления «книги художника»?

- Есть так называемые книги-объекты, в которых книжная форма используется как некий фон, отсыл к образу книги. У меня, например, есть книжка «Механизмы времени»: два яблоневых среза, которые раскрываются на петлях и внутри - текст.

Еще одно из направлений - мэйл-арт, когда создаются почтовые книги. У Александра Кузькина был проект «Страдания молодого Вертера», когда письма Вертера художник рассылал по почте подписчикам по числам, датированным в романе.

В направлении классической книги работает Виктор Гоппе, используя «немассовые» способы печати – литографию, шелкографию, высокую печать.

Создаются и книги-перформансы. Например, мы с Андреем Суздалевым и Ольгой Хан делали книгу «Изнанка вдохновений», пять страниц которой выполнены из целлофана, форматом 2 x 1,5 метра. Каждый раз собирание этой книги - маленький перформанс. Ведется журнал прочтений, каждое из них индивидуально. То есть тиражируются не книги, а само прочтение. Такой вот псевдотираж получается.

Есть направление, использующее современные мультимедиа. У Андрея Суздалева много всевозможных видеоматериалов. У нас с Гюнель Юран выходят книги, которые сопровождаются набором авторских кукол, сделанных ею, диском с записанными песнями и видеороликом.

- Можно ли сказать, что сейчас artists book переживает расцвет?

- Расцвет? Нет. Скорее, подъем. Расширяется круг художников, которые начинают заниматься «книгой художника», развивается выставочное движение, растут молодые художники. Дети в «Мастерской художественного проектирования» Николая Селиванова делают прекрасные работы. Ширится просветительское движение. Единственное, что отсутствует, - арт-рынок: «книга художника» до сих пор не стала товаром.

- С чем это связано? Потребитель смутно представляет себе, что такое - artists book?

- Это связано с тем, что формированием арт-рынка никто никогда не занимался. Потенциальный потребитель есть, товар и, надо заметить, очень хороший товар – есть, но вот галерейная работа к сожалению находится на нуле. Сегодня, увы, каждый, кто работает в жанре artists book: сам себе художник, издатель, промоутер, имиджмейкер и продавец. Он ходит по галереям, магазинам, музеям и договаривается. Это неправильно. Это - работа специализированных галерей, которые должны раскручивать художника, выставлять его работы. Сейчас это происходит спонтанно, зависит от многих случайных факторов и мало известно широкому кругу зрителей. Есть конечно какие-то «очаги просвещения». Например, в Екатеринбурге в библиотеке им.Белинского уже более года идёт программа “Ars/libri”, в которой приняли участие многие московские художники. ГЦСИ в декабре 2004 года и в этом сентябре организовал выставки авторской книги. В Санкт-Петербурге усилиями Михаила Карасика прошёл целый ряд выставок и фестивалей, проходили несколько выставок в Туле  в Нижнем и в Великом Новгороде. Однако все они носили предельно локальный характер, были своего рода приятными «междусобойчиками» и не выходили за рамки когда-то очерченного круга. Сейчас мы организовали Первую московскую международную выставку-ярмарку «Книга художника» (30.11-4.12.2005). И я надеюсь, что все-таки лед тронется. Нужно добиться того, чтобы «книгу художника» покупали, зная, что она становится товаром, который поднимется в цене и через 10 лет его можно будет продать гораздо дороже.

- Как Вы считаете, какое направление преобладает в «книге художника»? На сентябрьской выставке авторской книги было много авангардных работ.

- Я не могу сказать, что преобладает какое-то одно направление. Каждый художник выбирает свое направление и стиль. Книга – это черта его характера, он сам. Каждая новая книга это новое проявление внутренней сути художника.

 

 

-Книги-объекты и книги-перформансы  - своеобразные трансформации книг. На Ваш взгляд, не становится ли трансформированная книга всего лишь носителем информации, как, например, CD-ROM, утрачивая черты собственно книги?

            Книга художника, будь то объект, перформанс, инсталляция или собственно классическая книга, всегда «бунтует» против того чтобы быть просто носителем информации. Она, всегда аппелирует к целому комплексу чувств зрителя. В первую очередь и почти всегда главенствует визуальный ряд, но в книге художника также очень важны тактильные ощущения (шероховатость бумаги, выступающие неровности коллажей, ассамбляжей, или просто мазков краски), очень часто мастера artists book, вкрапляют музыкальные и шумовые штрихи в свою работу. А иногда и обоняние включается в художественный ряд. Например, совсем недавно я сделал книгу-шутку «Лыко в строку», в которой строка была напечатана на самом настоящем лыке, так вот там запах липового лыка берёт на себя чуть ли не половину всех ощущений!

 

Как Вы думаете, книги-трансформации в настоящее время более актуальны в искусстве artists book, чем книги классической формы? Перспективны ли они?

            Мне не хотелось бы говорить об актуальности в искусстве. На самом деле я бы пожелал любому художнику, думать об актуальности в самую последнюю очередь. Для меня каждый творческий порыв, каждая новая идея диктует свою собственную форму выражения, это может быть многокилометровая Лэнд-арт акция или крохотная книжная миниатюра. И каждый раз, включаясь в воплощение промелькнувшего где-то на периферии сознания замысла, я не знаю, что из этого в конечном итоге произойдёт. Настоящее творчество это всегда инструмент познания и самораскрытия, и здесь любые мысли об актуальности и востребованности могут стать веригами, сковавшими творческий полёт.

 

Беседовала Екатерина Гоголева



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.