Хеннинг Миттендорф
HeMisA-Book
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Хеннинг Миттендорф

Книга художника 

 

HeMisA-Book

2007

 

Воспроизведение этого текста – полностью или частями – позволяется при условии, что текст не меняется, упоминается источник, и копия публикации, где воспроизводится весь или часть текста, высылается по адресу:

HeMi / Postfach 500365 / D-60393 Frankfurt am Main / Germany

(C) Перевод с английского Юрия Гика, 2008 

 

Хеннинг Миттендорф

 

КНИГА ХУДОЖНИКА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
1.Книга и книга художника
2.
Новая книга художника
2
.1 Взгляд назад
2.2 Текущее состояние 
2.2.1
Отправная точка для создания 
2.2.2 Связь элементов и структур 
2.2.3 Связь отношений и функций
2.2.4 Книга художника как объединение различных медиа
3 Книжная культура по направлению к всеобщему миру                                 

 

Хеннинг Миттендорф

 

КНИГА ХУДОЖНИКА

 

 

 

 

Книга, / чудесная книга, / ты тонкая кора, / лист , / первичной материи / пахнет / твоя бумага / ранним утром / зерном / и океаном. ...

Пабло Неруда (с испанского-немецкого-английского на русский)

                                                  

1 КНИГА И КНИГА ХУДОЖНИКА

Книга – это строгий носитель информации в форме, как правило, написанных или напечатанных листов бумаги, лежащих одна под другой и связанных друг с другом с одной стороны и имеющих обычно картонный переплет. Некоторые исследователи понимают книгу в более широком смысле, как древнюю, так и современную – от клинописных дощечек, связок пальмовых листьев и папирусных свитков до современных кассет, дисков CD/DVD и других электронных устройств вплоть до интернета.

 

Книга художника – это книга, принадлежащая сфере искусства в межкультурном пространстве, отличающемся от обыденной жизни, регулируемой рациональным порядком, соглашениями и языком.

Книга – это среда альтернативной сферы жизни, коммуникационные процессы которой имеют дело с внутренней природой человека, неопределенной и иррациональной, с тем, чем мы не можем управлять, диким и волнующим, болезненным и враждебным, обычно исключенным из обыденной жизни.

Это сфера, которая, однако, делает возможным – благодаря интересу к человеческой свободе – креативные вопрошания и нарушения окостенелых общественных устоев художественными средствами.

Книги художника с их до-смысловой эстетикой обращаются к памяти человечества в его мифической форме с архетипами, первобытными ментальными образованиями, фундаментальными моделями и древними легендами о мире.

Сегодня книга художника – как и все художественные творения – дарит нам возможность победы в свете нового сдвига парадигм, касающегося загадки человечества, находящегося внутри мира на краю бездны нашей жизни, неопределимой и неизобразимой. Этот сдвиг парадигм придает особые функции книге художника.

 

2 НОВАЯ КНИГА ХУДОЖНИКА

2.1 Взгляд назад

Первое время в Средние века книга, говорящая о Боге, человеке и другом мире, казалась человеку наиболее подходящим источником знаний, и поэтому наиболее эффективным средством постижения реальности. Она служила прославлению существующего порядка вещей и была в религиозном и светском плане символом Вселенной как создания Бога, имела фактически культовое значение.

С самого начала книга придавала особое значение четкости изложения в словах и изображениях, используя для этого дорогие материалы и необычную печать, руководствуясь прежде всего эстетическим аспектом в выборе методов печати и расположения иллюстраций. Книги этого типа являются исключительными художественными работами в прославление Господа по заказу светских властей.

В Новое время вместе с потерей средневековой иерархии и растущей мощью среднего класса происходит разделение науки и искусства. Они становятся отдельными дисциплинами, использующими книги для своих различных целей.

Здесь искусство заявило о своих правах. Так Леонардо да Винчи, художник, был силен во всех областях науки своего времени. Новое понимание искусства произошло у среднего класса. Тогда же возник и новый тип художника: одиночка, борющийся за персональное признание. Здесь находятся корни поклонения перед гением художника, художественных школ, теории и искусства как дисциплины. В это же время у  художников, поэтов, музыкантов, архитекторов возникли книги художника в широком смысле слова, например записные книжки, тетради с рисунками, ноты, теоретические трактаты с иллюстрациями, более или менее похожие на книги.

В искусстве не было такого века, где художники посвящали бы столько внимания книге, как в двадцатом веке. Часто художники были активными читателями, иногда даже писателями как Оскар Кокошка, Эрнст Барлах или Анри Матисс. Они пытались решить литературные, эстетические, социальные и философские вопросы своего времени. Книги художника (в форме кодекса) создавались ими в одиночку или группами, в т.ч. и под непосредственным руководством художника. Книги делались как произведения искусства в одном экземпляре или малыми тиражами. Здесь происходил интенсивный диалог.

Категории книг художника пополнились антологиями, каталогами, журналами и другими формами. Возник новый вид взаимодействия текста и изображения, неизвестный прежде в обычной иллюстрированной книге. Новые формы книг ставили акцент на материальной и скульптурной составляющей книги, помимо текста. В последнее время, начиная с 1960-х, в искусстве (и в эстетике книги) произошел переворот в отношении к традиционным формам рисунка, скульптуры, барельефа – их сменили новые формы арт-движений Флаксуса, Поп-арта, бедного искусства и др. До 60-х годов прошлого века книги художника проходили по ведомству классической библиофилии, предпочитающей красивые книги, поэтому их авторы-художники принадлежат к «классическому модернистскому искусству». Начиная с 60-х классический модернистский стиль в книгах художника стал пропадать. Художники стали использовать повседневные материалы и новые методы размножения. Книги стали объектами эстетического отношения к реальности, например возмущения ею. В книги стали включать нарушающие все нормы тексты и не только тексты.

Для многих художников их книги стали существенной частью их жизни и работы.

Книги художника создают чувство напряжения реальностью. Одни люди читают книги с чувством жизни, видя в них «книги творения» или «книги природы» и т.п. Книга для них являются символом знания и мудрости. Другие люди рассматривают чтение как потерю времени, книги для них содержат суррогаты изображений и суррогаты реальной жизни. Можно также вспомнить «книжных червей” и «библиоманов». Книги художника также побуждают думать о нашей жизни и своей роли в этой жизни; они дают впечатления и выражения, непостижимые другими способами. Они рассказывают о духовных тенденциях нашего времени, стимулируют эмоции и разум, раскрывая глубины ментальных процессов существования человека и общества.

 

2.2 Текущее состояние

В соответствии с современным сдвигом парадигм художник – как и все люди – должен соотносить свое поведение с само-организованным миром, формируя творческое эффективное содружество человека с природой, также как сформированный человеком технический мир.

Само-организация означает, что части целого руководствуются в первую очередь интересами целого, а во вторую – своими собственными. Художник должен сопротивляться насилию и быть настолько настроенным на сотрудничество насколько возможно, чтобы внести свой вклад в мировую стабильность и улучшить жизнь. Искусство больше не является окном, через которое художник смотрит на мир, оно является дверью, через которую художник действует, включая всю мощь художественного воображения и выразительного языка, в мировом процессе эволюции. С таким подходом прошлый путь буржуазно-художественной самостоятельности образа, от искусства к этике, радикально изменился. Изменились и цели художника, они не ограничиваются демонстрацией свободы художника зрителю. Они не только показывают свою свободу, чтобы освободить других, но пытаются достичь оба эти вида свободы, насколько это возможно, чтобы лучше понимать друг друга, мироздание, успешно жить друг с другом в состоянии взаимной свободы. Книга художника в этом смысле – как и любая художественная работа – несет эстетическую функцию, присущую ей по природе, на алтарь современности. Это, помимо упомянутой задачи мировой стабильности, новая функция искусства – обеспечивать мир. Художник должен своими идеями и работами влиять на эстетические коммуникационные процессы в обществе. И здесь жанр книги художника играет специфическую роль.

 

2.2.1 Отправная точка для создания

Отправная точка для создания книги художника – это части, структуры, отношения и функции обычной книги.

В Обычной книге для исполнения своей коммуникационной роли мы можем выделить два вида. Первый – это специфический объект, контейнер, содержащий буквы, рисунки и т.п. Второй – это структура, состоящая из ряда частей и отношений между ними, подчас весьма сложных. Обычная книга все больше удаляется от реальности. К книге художника такое утверждение относится меньше. Художник должен управлять всеми частями своего творения. Человек часто неправильно информирован, неспособен объективно чувствовать, не может подняться над своими чувствами, над своей нервной системой, в частности. Работа художника не может репрезентировать реальность. Обещание того – это художественный концепт, который конструирует в воображаемой реальности социальные феномены с их относительностью и непостоянством и с механизмом возникновения, с как устроена реальность.

На эстетическую функцию художественной работы оказывает влияние реальность на уровне перцепции, когнитивном, ментальном и действительном.

Книги художника должны преследовать своей целью демонстрацию прямых и искаженных ощущений, создавая ими особое художественное пространство. Это концепт фикции, воображения. Если художник решит, что «снаружи» есть только неизмеримая материя и энергия, и что «реальность» произошла от воли одного человека , сконструировавшего ее, то он решит: важно не рисовать невероятное, а привести его в жизнь насколько я его вообразил. Тогда художник сможет организовать новый коммуникационный процесс, откроет новые перспективы и способы видения реальности.

В соответствии с природой книги художника, в них наличествует «художественное вмешательство в структуру обычной книги», переключающее внимание с непосредственной реальности на сами вмешательства: графику, форму, порядок частей, отношения, разнообразные эффекты и т.п. С такой структурой в книге художника становятся важны элементы и отношения этого вмешательства и вторичным становится содержание книги. Книги художника, в отличие от обычных книг, всегда создаются как произведения искусства. Они не предполагают коммуникационных качеств традиционных книг. Благодаря своей особой организации, книги художника дают человеку дополнительное измерение в ментальном плане, недостижимое обычными книгами.

Художник пытается участвовать в конструировании социальной реальности с помощью книг художника, используя для этого свое восприятие и творческие способности, а также разум и художественную коммуникацию. Он пытается с помощью книги художника достичь двух целей в ментальном пространстве. С одной стороны традиционная форма книги говорит о социальном согласии художника с обществом. С другой стороны, он предлагает взглянуть по-новому на традиционные формы. В определенных случаях художник может согласиться на слишком многое, что ведет к утрате четкости, сглаживанию противоречий в книгах художника.

Несмотря на все это, книга художника не является, как правило, «анти-книгой».

Художник хочет только реорганизовать ее, поставить вопросы о ее функциях и воспользоваться случаем их изменить, привести в соответствие с жизнью.

Для него важно изменить сознание, точки зрения в соответствии с воображаемыми и реальными изменениями.

Он хочет восполнить неполноту мира, открыть его и определить заново, дать новые шансы для жизни, для совместного проживания. Многие вещи приходят в мир как модели внутри книг перед тем как войдут в реальный обиход.

 

2.2.2 Связь элементов и структур

Элементы в книге художника могут быть всем, что пригодно для вмешательства в обычные книги, т.е. то, что может привнесено туда и там зафиксировано. Это могут быть фрагменты писем, тексты, знаки, картинки и т.п. совершенно разной природы. Они могут быть оригинальными или переработанными, делаться из разных материалов: бумага, картон, кожа, ткань, пластик, дерево, стекло, керамика, металл, камень. Это может быть любой художественный жанр, ручной, технический или электронный – рисунки, графика, гравюры, альтернативные марки, отпечатки резиновых штампов, силуэты, тексты, поэмы, наклеивания, пришивания, обрывания и т.п. Художники рисуют на природных объектах – траве, листьях, камнях; бытовых объектах – счетах, билетах, наклейках, лентах, кнопках, молниях, перчатках, статуэтках, фотографиях, туристских каталогах, газетах, журналах, картах, объявлениях, упаковке; новых материалах – кассетах, пленке, дисках; а также на документах.

Также повсеместно используются виртуальные формы.

Элементы – в той или иной степени сознательно – выбираются и компонуются в соответствии с эстетическими установками художника.

Некоторые книги художника ограничиваются небольшим набором элементов, например бумагой, текстами и рисунками. Другие книги бывают переполнены разнообразными элементами.

 

2.2.3 Связь отношений и функций

Обычно изобразительный и текстовый элементы дополняют друг друга, чтобы сделать содержание четче. Связь здесь похожа на отношение текста к иллюстрации или наоборот.  Например, прямая речь набирается в художественной манере на машинке, и это придает особое выражение тексту.

Кто-то может смотреть на это как на особый род текста. Но эта комбинация текста и изображения может особым образом воздействовать на человека, как визуальная и экспериментальная поэзия. Здесь в одно и то же время один и тот же предмет усиливается двумя или более языками искусства: литературой и визуальными искусствами, и это создает новый, противоречивый, открытый предмет.

Тогда эмоциональный процесс разглядывания изображений смешивается с линейно-рациональным процессом чтения, т.е. четкость, блеск и воображение с созидающим реальность духом. Чтение текста превращается в абстрактное размышление, потом в графический медитативный показ или фигуративную экспрессию и достигает непосредственно конструирования реальности. Эмоциональный взгляд и рациональное размышление перемешиваются, и получается магический эффект создания нового. Происходит расширение опыта, если тактильное или виртуальное чувство включаются. Эти чувства вместе с визуальным могут стимулировать друг друга, что ведет к возбуждению и витализации.

Иногда богатство структур в книге художника ведет к обогащению опыта, стимулируя воображение и разум. Если книги художника не отвечают традиционным требованиям к текстам и художественному выражению, тогда они не могут претендовать на способность воздействовать особым образом на человека обычным способом. С другой стороны, поскольку традиционного метода восприятия информации недостаточно, книги художника не могут быть прочтены обычным способом: слева направо, сверху вниз, с начала до конца.

В книгах художника содержится множество перспектив, точек зрения, ошеломляющих человека, если он не хочет применять свой творческий потенциал, коммуникационные способности и способность к диалогу оптимальным образом.

 

Иногда отдельные элементы книги, например, корешок, крепления или листы конфликтуют друг с другом или с общей атмосферой книги. Но независимо от этого, эти элементы как части целого ведут через деструктивный анализ к жизнетворному синтезу и производят в целом то, что становится предметом исследования. Книги художника, в целом или частично, показывают нормальные или причудливые альтернативные структуры книг, а также их гибриды. Они могут быть свитками, «раскладушками», не иметь страниц или быть объектами как коробки, корзины и шкафы, которые можно открыть, наполнить и очистить. Они могут быть склеены, скручены, напечатаны или монолитны и т.д.

Сегодня, помимо прочего, они состоят и из машин, создающих виртуальные миры. Можно говорить о текстуре отношений в книге художника, основывающихся на воображении, дизайне и других навыках художника. Основываясь на новом сдвиге парадигм, каждая книга художника – как любая динамическая система – подобна по организации само-организации мирового порядка. Книга художника в одно и то же время открыта, комплексна и изменчива, прагматично многоразмерна, водействует на сознание и подсознание, индивидуальна и социальна, целостно примирительна, является и причиной, и следствием. Текстура отношений в книге художника делает ее уникальной экспериментальной формой выражения, представления материалов и норм. Художники книги привлекают людей к со-участию и коммуникации, пытаясь расширить их закосневшие точки зрения новыми представлениями, оживляя их жизнь.

Помимо прочего, мы должны выделить два дополняющих друг друга вида художественного качества в книге художника:

n  их индивидуальное, социальное и интеллектуальное качество

n  их эстетическое качество

 

Индивидуальное качество в книге художника – это выражение индивидуальной свободы художника.   Это индивидуальное, субъективное, само-определяемое, автономное, динамично-спонтанное состояние духа художника – это ощущение посредством творения, что он может выразить себя и показать другим, где люди должны замолчать из-за нехватки значений в их ограниченном мире.

В целом художник не ограничивает себя нормами обычной книги, предназначенной для обычного чтения и служебно-бытовых функций. Он пытается нарушить эти нормы в угоду новым перспективам реальности. Субъективное использование любых материалов в книге художника создает его индивидуальный художественный язык и делает его художником в традиционном смысле. Это является его талантом, его возможность «говорить, чувствовать, думать и касаться других с помощью персональной, основанной на сложных экспериментах, ясности».

Социальное качество – это свойство, относящееся к связям общества: любовь, радость, ответственность, справедливость и законность относительно личной свободы. Социальная и политическая свобода поддерживает баланс в обществе, обеспечивая индивидуальную свободу и защищая от диктата власти.

Книга художника предлагает читателю-зрителю познакомиться с авторской эстетикой, его стимулами и реакциями, соотнестись с ними, пощупать, если это возможно, руками, прочесть и исследовать их разными способами, переводя их в собственные эмоции и впечатления.

Новая книга художника как вид коммуникационного искусства избегает автономных интерпретаций, основанных на чувстве или спасительной силе искусства. Взамен они предлагают ненасильственное со-участие, например нелингвистическую и лингвистическую коммуникацию всех видов.

Социальное качество художественного произведения означает, что художник является его базисом, но обобщая, поскольку художественное произведение является также и социальным,  практика художника происходит внутри общей среды художественного коммуникационного процесса, и полезно, что художественное произведение содержит врожденные и приобретенные социальные качества.

Художественное произведение живет – как и любое социальное явление – внутри и посредством индивидуальностей, живущих вместе.  И индивидуальная свобода означает различные точки зрения на один и тот же предмет. Это делает возможным механизм координации и контроля социальных влияний, расширения или затормаживания социальных процессов.

Индивидуальность означает неделимость человека изнутри и вовне, что человек крепко связан с другими и с жизнью в мире.

Признание разного в обществе переводит персональную свободу каждой уникальной личности в ответственность, порядок. И долг каждого человека реализовать свою индивидуальность.

Интеллектульное качество книги художника означает адресацию к читателю-зрителю с целью заставить задуматься.

Размышление – это только одна из душевных функций, но самая важная.

Только разум способен отделить субъекта от объекта, оценить опыт и суждение, в т.ч. используя и механизмы подсознания. Размышление было ведущим художественным принципом у Йозефа Бойса. По Бойсу: «размышление – это не только узнавание мира, но и его создание», «кто не хочет думать – тот дает пинок сам себе!» По Бойсу, «фундаментальной категорией искусства является» невербальное изображение как инструмент для размышления. Изображения имеют прямое влияние на человеческую душу, содержащую их во множестве, включая архетипичные символы. Также Теодор В.Адорно придавал особое значение объяснительному компоненту в искусстве: «Искусство как духовная сущность не может быть чистой графикой. Оно должно быть продумано: оно само думает». Сегодня размышление о задачах искусства в свете нового сдвига парадигм приводит к новым функциям искусства. Это свободное коммуникационное участие всех людей в росте культуры  в сочетании с целью обогатить и стабилизировать мир природы и людей в виде демократического технического мирового порядка, трансформируемого в само-организующийся мировой порядок.

Посредством книг художника может быть достигнуто – как и со всеми художественными работами – соответствующее ментальное состояние, в котором человек распознает расширенную реальность и понимает ее, оставаясь «в состоянии хорошего самочувствия и счастья» с собой и миром.

Книги художника посредством внедренных в них стимуляционно-реакционных схем приглашают людей принять их условия игры, посмотреть, взять на руки, почитать или каким-либо другим способом исследовать.

Эстетическое качество книги художника – это свойство, превращающее работу художника в художественное произведение, учитывая вышеприведенные качества. Это высокоэффективный само-организующийся процесс производства противоречий, преодоления неопределенности, автоматического создания порядка посредством разумного конструирования реальности с учетом особенностей психологии читателя-зрителя.  Художники стараются стимулировать ментальный опыт, выводя его за пределы обыденного, с помощью специальных схем. Эстетическое качество вызывает непланируемые, свободные, спонтанные реакции сознательного и подсознательного. Художественные работы можно использовать для сглаживания социальных противоречий

 

Элементы в книге художника эффективно взаимодействуют друг с другом.

Они динамично эволюционируют в книге, сочетая хаотичное, случайное и бесчувственное с упорядоченным, определенным, значимым, формируя одно событие, состоящее из подобных мини-событий. Человек получает от книги художника сигналы из самых разных направлений и с разной хронологией, чтобы избежать манипуляции мнением. Книги художника являются, скорее, объектами для исследования, чем для чтения. Каждый должен иметь в виду: художественное произведение всегда является только сообщением определенного содержания, в котором каждый может увидеть свою точку зрения. Здесь эстетическое качество имеет ведущую роль.

Форма книги, ее качество и значение всегда играли важную роль в культуре.

Каждая книга художника – как коммуникационная форма искусства – является прежде всего социальной проблемой и только после этого индивидуальным произведением. Книги художника показывают реальный вклад в дело мира у современных художников. Их индивидуальные качества не могут быть оценены с помощью общих норм и правил. Только конкретный читатель-зритель может здесь помочь. Чтобы оценить книгу художника человек должен принять участие в игре, коммуницировать.

 

2.2.4 Книга художника как объединение различных медиа

Сегодня мы имеем большое разнообразие видов книги художника, благодаря разнообразию художественных практик, материалов и техник. По желанию художника, мы имеем более индивидуальные или более общие, традиционные или авангардные, богатые или бедные, ручные, механические или электронные, реальные или виртуальные книги.

Концепт коммунальной книги, командной книги, объединяющей несколько художников придает особое значение социальной составляющей книги.

Если кто-либо захочет сравнить богатые книги художника с бедными одного и того же времени, то он может подумать, что они принадлежат разным эпохам и даже разным культурам. Но они – помимо разного уровня жизни художников – как правило отражают различные художественные концепты. Организаторы выставок книги художника обычно преследуют цель показать – с точки зрения предшествующей эпохи – совершенную , так называемую «прекрасную» книгу, гармонизирующую форму и содержание, что производит впечатление тотального художественного произведения. Однако это годится только для людей, кому доступны буржуазные льготы и привилегии, кто способен платить за них. В оппозиции к ним находятся альтернативные, революционные художники, которые понимают современные глобальные катастрофы, общий кризис эмоций и мировую политическую дестабилизацию.

Они хотят – следуя новой парадигме – участвовать в необходимых протестах с помощью экспериментальной «бедной» книги художника, чтобы изменить социальный взгляд на мир, например, в таком революционном движении как самиздат. Они расширяют эстетическую реальность с помощью отражения политических и социальных явлений, а также повседневности, чем сводят ценность дорогой книги художника к нулю.

Здесь должны быть упомянуты такие арт-движения как футуризм, конструктивизм, Дада, сюрреализм, арт-брют, хэппенинг, Флаксус, новый реализм, искусство акционистов, интермедиа и мэйл-арт.

Книги художника с текстами хорошо знакомы с накоплением времени. Мы можем увидеть 4 или более уровней создания таких книг: замысел текста, написание текста, создание книги, чтение книги и т.д. Такие книги показывают и требуют серьезности от писателя, художника книги, читателя и коллекционера.

В это время появляются «открытые конкретные книги художника». Обычные значения в них исчезают, за исключением прагматичных конкретных точных отношений.Например, каждая «страница, лист, элемент» книги может быть разных размеров и визуальных стилей, текстов, цифр, знаков препинания, обладать разными тактильными свойствами – в книге нет непрерывного текста, только странного рода структуры, элементы, знаки.

Эта странная, но неслучайная комбинация фрагментов может рассеивать внимание, когда элементы собраны в причудливые, вызывающие улыбку, сочетания, трудные для понимания.

Художники разрабатывают рефлективный конкретный прагматичный язык, обращающийся к простым чувствам, но избегающий их комбинаций, показывающий модель сегодняшней реальности в «открытом конкретном произведении искусства» как она есть: с одной стороны, безымянная,безмолвная, лишенная значений, чувств и перспектив; с другой стороны, творческое существование со свободными полноценными событиями, дающими ощущение полного бытия.

Сегодня для многих художников отправной точкой в создании книги является напряженное отношение между книгой и работой инженера, в т.ч. и в новых коммуникационных сферах, в частности в масс-медиа.

Они показывают, что традиционные книги утратили монополию и что элементы книги дематериализуются, а вместе с ними дематериализуется и реальность. Реакция на эти изменения у художников разнообразна. Многие художники проверяют книги сравнительно с электронными в возможностях хранения и обработки информации, где книги существенно проигрывают.

Другие художники создают свои книги для определенных групп людей. Чем больше люди переходят на электронную книгу, тем больше они любят книгу художника как возможность избежать клишированных статей и подходов.

Быстрым медиа люди предпочитают анахронизм книги и ее неторопливость.

Огромное количество современной информацией подвергает опасности наши органы восприятия, что ведет к потере ощущения реальности, и это меньшинство для восстановления своих чувств обращается к книге художника, приятной для глаза, рук, обоняния и разума, производящую телесную и ментальную, «актуальную» реальность.

Они любят физическую индивидуальность книги художника, формируемую некоторыми художниками как сжатую реальность в новых медиа, как будто это эфирная материя. Они показывают настоящие ценности, объясняют их и дают направление, с их точек зрения, поскольку они находят что-то постоянное, несклонное к исчезновению.

В сегодняшний аудио-визуальный век книга постепенно исчезает, но она может сохранить себя в пространстве искусства и сохранить человека с переполненными чувствами и исчезающей реальностью, обращаясь к книге художника.

Существуют художники, пытающиеся адаптироваться к новым медиа, послушные советам писателей (эффекты медленного движения) и классических художников (рассказы в картинках). Некоторые художники книги начинают работать только с новыми медиа: например, писать сценарии для фильмов.

И существует группа художников, которая использует только электронные медиа и машины и их виртуальные возможности. Они разрабатывают новые формы виртуальной экспрессии, нарушая все формы традиционной книги. Их дизайн, похожий на театр или балет, склонен к эфемерности, исчезновению. Для авторов электронной книги художника существенно напряжение между перформансом, бук-артом и технологией, потому что, с одной стороны, это часть огромной индустрии и техники, а с другой стороны, это среда в ментальном пространстве художника.

Он создает «новый тип воплощения», который он и его читатели-зрители должны изучить и использовать.

Если такие книги художника рождаются внутри художественных сетей, например в мэйл-арт сети, происходит то же самое.

Книги художника здесь являются образцами сознательной художественной глобальной мирной коммуникации живущих вместе мэйл-артистов.

И они показывают, поскольку все могут превратить в предмет своей работы, художественную сеть как пример открытой всеобъемлющей формы более высокого уровня глобального демократического социального устройства.

И это отражается в сетевых книгах художника. Они открыты, спонтанны, притягательны в той мере, какую Вы не найдете ни в одной другой арт-сфере.

Они выполнены обычно в форме обычной книги, как циркулирующая книга или коллективная книга, многие сознательно плоские, очевидные, доступные всем.

Они не являются продуктом конкретного художника, мэйл-артиста, но они являются результатом текстуры отношений  определенной социальной сети. Это результат спонтанных идей, без общего руководства, без единой структуры, но находящейся внутри интерактивного сетевого процесса, экспериментов, размышлений и особенно действий. Это обусловлено организацией сети, ее участников и отношениями между ними. Сеть создана, изнутри творчески активна, открыта, многоразмерна, неуправляема и не практична. Она воспринимает импульсы и проводит их дальше. Импульсы производят переконфигурацию, создают новые формы и порождают диалоги и возвращаются в измененной форме. Сеть живет в собственном мире, ее невозможно спланировать или определить. Сеть не является выражением производства или получения, только участия, собственный структурный танец в хореографии художников сети, живущих вместе со сложной структурой отношений и ментальных экспериментов.

Книги художника в художественных сетях – как и любая арт-продукция – являются участниками само-организующихся процессов. Если они создаются или распространяются с помощью технических сетей, например традиционной почты, то они несут на себе следы обеих сетей, художественной и инженерной масс-медийной. Также для них справедливо, с учетом вышесказанного, что ни одна среда не является исключительно сообщением, и ни одно сообщение не может быть не затронутым средой. Что в конце концов затронет человека – зависит от его интересов, подходов и т.п.

Книга художника, помимо всего прочего, внутри художественной сети, в мэйл-арте, становится инструментом глобального понимания, совместного экспериментирования, со-чувствия, совместного предвидения, отражения и эволюции.

Концептуальная книга художника охватывает все виды художественного выражения, присущие обычной книге. Существуют различия между, с одной стороны, объектной книгой художника, которая воспринимается как скульптурный контейнер для информации, и книгой художника, функционирующей как количество информации и, с другой стороны, виртуальными книгами художника. Художник в своих книгах создает целостное произведение искусства, которое не имеет функций традиционной книги.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.