Екатерина ГОГОЛЕВА
«КНИГА ХУДОЖНИКА – 2008»
В последние годы усилия российских мастеров Книги художника направлены на формирование отечественного арт-рынка рукотворной книги. В Москве и регионах проходят разнообразные выставки, воплощаются в жизнь интересные проекты, в которых этот жанр книжного искусства представляется, благодаря своей уникальным возможностям, не только книгами как таковыми, но и перфомансами, видео- и медиа-артом, инсталляциями. Ведь каждая Книга художника являет собой синтез нескольких видов искусства — от монотипии и шелкографии до лэнд-арта.
Полные фантазии работы мастеров этого жанра находят поклонников и среди любителей книг, и среди коллекционеров, годами составляющих свои книжные собрания. В ноябре 2008 года на 4-й Международной Московской выставке-ярмарке «Книга художника», впервые проходившей под эгидой Московского фестиваля интеллектуального искусства Noumen-Art, были представлены новые работы известных российских и зарубежных мастеров этого жанра и начинающих художников, в том числе обширный блок работ итальянских мастеров. Отличительной особенностью и без того насыщенной программы выставки, включавшей презентации новых книг, показы видеофильмов, выступления участников, концерты, художественную акцию «Письмена на стульях», аукцион, стали оригинальные спецпроекты, например, проект «Женское покрывало», в создании которого участвовали более 150 художников из России и стран Европы.
|
«Женское покрывало». Куратор проекта Алина Рицци. 2008 г. |
Рассказывает художник Михаил Погарский, организатор и куратор Международных Московских выставок-ярмарок «Книга художника», которые проводятся в столице с 2005 года.
— Михаил Валентинович, как вы оцениваете по прошествии трех лет работу по формированию арт-рынка Книги художника? Какую роль играют международные выставки в этом процессе? Что, на ваш взгляд, уже достигнуто и к чему стремитесь?
— К сожалению, особых сдвигов в ситуации с арт-рынком Книги художника пока не произошло. Книга художника до сих пор остается для большинства зрителей и покупателей какой-то неведомой зверушкой, странной прихотью художника, диковинной игрушкой для взрослых детей. Возможно, это во многом связано с тем, что международные выставки-ярмарки проходят в одной связке с Non fiction. То есть Книга художника так или иначе сравнивается с обычными книгами, и неподготовленному зрителю бывает сложно разобраться в особенностях и достоинствах авторских изданий. По сути, место выставки Книги художника рядом не с Non fiction, а с Арт-Москвой, поскольку каждый экспонат этой выставки – в первую очередь произведение искусства. Но, с другой стороны, практически все, кто работает в этом жанре — не «галерейные» художники, и это я считаю их несомненным достоинством, поскольку никто из них не хочет работать на потребу дня. Книга художника, на сегодняшний день, пожалуй, одна из немногих ниш, в которой творчество до сих пор остается инструментом познания. И каждая книга здесь – это всегда этап роста и непрекращающийся поиск.
|
А. Майоров. «Прощание с железной палитрой. (Из записок успевшего прокатиться на паровозе)». Оргалит, дерево, ткань, металл, монотипия, масло, акрил, фломастер. Уникальный экз. 2008 г. |
— Ваши впечатления от 4-й выставки?
— Впечатления самые теплые. Выставка Книги художника — это одна из немногих возможностей встретиться с коллегами из самых разных городов и стран, а каждый из них — это целый мир, причем мир, не испорченный современной арт-индустрией. Ведь чтобы заниматься Книгой художника, необходимо обладать определенным мужеством и прекрасно отдавать себе отчет в том, что на высокие дивиденды тут рассчитывать не приходится. И как это высокопарно ни прозвучит, но «плохих» людей в этом жанре нет, а если кто-то случайно забредает на территорию Книги художника с целью поживы, то, как правило, надолго здесь не задерживается и заметного следа не оставляет.
|
Джино Джини. «Пять попыток полета». Обложка – бумага ручного литья. Внутренние страницы – коллаж, ручная роспись. Уникальный экз. 2007 г. |
— Какие интересные работы и проекты в рамках Книги художника, созданные или осуществленные в этом году, вы можете отметить? Какие художники стали открытием выставки?
— Одной из особенностей этого года было обилие спецпроектов. Это в первую очередь «Женское покрывало», созданное по инициативе поэта, драматурга и художника Алины Рицци. В этой работе приняли участие около 150 европейских женщин-художников, высказывание каждой из которых помещалось в квадрат размером 30 х 30 см. И в этой «связанной свободе» оказались очень глубокие и самобытные послания. Другой любопытный проект «НастУльная книга» был осуществлен в рамках самой выставки. Здесь формат послания был ограничен обычной табуреткой из магазина ИКЕА. В результате получилась небольшая настУльная библиотека.
|
В. Махницкий. «Сборник названий картин». 11 листов. Алюминий. Уникальный экз. 2008 г. |
Хочется отметить, что в этом году на выставке появилось много новых художников: это и признанные мэтры, такие как Заслуженный художник России Александр Майоров из Тулы, представивший полностью от руки расписанную книгу, листами которой послужили палитры. Это известные художники из Краснодара Наталья и Павел Мартыненко, много и плодотворно работающие с бумагой ручного литья и с книгами-объектами. Это признанный художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Саенко, лауреат многих престижных международных конкурсов. Это группа художников из Ростова-на-Дону, которую курирует Александр Лишневский. Много новых художников из Италии представила в этом году и Эвелина Шац. Ну и, разумеется, появились и совсем молодые художники, например, Евгения Богославская из Элисты, сделавшая прекрасную серию фотоиллюстраций к рассказам Хармса. И, конечно же, ученики известного дизайнера и теоретика искусства Александра Лаврентьева, это как раз то самое будущее, которое мне очень хотелось бы видеть в Книге художника.
|
М. Погарский. «Тополиный стих». Художник Гюнель Юран. Бумага авторского литья с вкраплениями серебряных и медных монет конца XIX – начала XX века, осенних листьев, фрагментов антикварных книг и др. Слепое тиснение, принтер. В деревянном футляре с гравировкой. Уникальный экз. 2008 г. |
|
Бруно Нивер. «Лазурный берег». Цифровая печать, ручной переплет. Тираж 10 экз. «Треугольное колесо». 2007 г. |
|
Д. Панкова. «Потерявшиеся буквы». Картон, газеты, фотография. Коллаж. Уникальный экз. 2008 г. |
|
Книги итальянских мастеров. |
|