Болотный блог
Marsh Blog
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Читатель, взявший в руки эту книгу – отложи её немедленно! Неужели у тебя нет других более важных дел? Если ты в книжном магазине – посмотри сколько вокруг тебя красивых, умных и душевных книголюбов! Они рассматривают и выбирают для себя или для друзей добрые книги, несущие нам вести о вечных ценностях, рассказывающие о великих страстях и открытиях, повествуют о благородных подвигах и больших делах. Посмотри, как пронзительно светлы лица посетителей магазина! Сколько блеска и глубины лучится из их проникновенных глаз! Как бережно их руки перелистывают страницы драгоценных изданий!

                Возможно, читатель, что ты отнюдь не в магазине, а дома, ты уютно расположился в своём любимом кресле и приготовился к увлекательному странствию по страницам чужого сознания! Не торопись – пойди и улыбнись своим близким, обними их, расспроси о том как прошёл их день? Какие случились события, встречи, находки? Если же ты один, то выгляни в окно – там бурлит неведомая заоконная жизнь, со своими горестями и радостями, с непрестанной игрой света и тени, с шумом ветра и гомоном птиц, с лаем собак и гудками автомобилей!

О, похоже ты не внял моим советам и продолжаешь чтение, а возможно всё-таки и последовал им, но оглядев скупую реальность, решил вернуться в иллюзорность книги, и теперь тебе не терпится узнать, чего это ради я тебя отговаривал? Уж не скрываю ли я здесвь какие-то непристойности? Или это такое писательское лукавство, игра в доверительность, попытка заинтриговать? Если честно я и сам не знаю – зачем? Если честно, то пока я, как и ты совсем не знаю о чём эта книга? Потому что пока она ещё не написана. Сегодня 22 апреля 2009 года в тёплый весенний четверг я вышел на прогулку с моим полугодовалым сыном и вот пока он мирно спит в своей коляске, я разложил на самодельном бревенчатом столике свой нетбук и начал писать для тебя эту книгу. Вороны оглушающее каркают, туда и сюда снуют первые мухи, селезень и кряква важно топчутся по болоту, журчит ручей, шелестит в голых ветках тёплый ветер. А я следую безмятежно за своими строками и мыслями, безгранично доверяя языку и вдохновению и ведая в какие дали языковых пространств они заведут меня! Сюреалисты в начале прошлого века практиковали автоматическое письмо. Брали в руки листок бумаги, и слепо следовали за движениями руки и мысли, вытаскивая из глубин своего подсознания самые сокровенные, самые потаённые знания. Вот что-то похожее на это автописьмо я пытаюсь осуществить, хотя какое уж тут письмо? Компьютерный набор – письму не равен! И если ручка писателя плавно, практически непрерывно способна скользить по бумаге, следуя за всеми неожиданными поворотами мысли, то перестук полю клавиатуры постоянно цепляется за дискретность клавиш и грамматические подчёркивания ворда. Когда-то в раннее утро своего письмотворчества  я писал в разных блокнотах и тетрадках, потом стал набирать на печатной машинке (4 экземпляра под копирку), ну и куда деваться – прогресс неумолим, уже который год набираю на компьютере, и более того зачастую написание текста стало увязываться с дизайном и вёрсткой книги, когда визуальные форматы начинают диктовать тебе позволительные объёмы высказывания. Слава богу, хоть в этом тексте пока меня ограничивает только время сна моего ребёнка. Но блоки времени, гораздо проще соединять друг с другом чем модули пространства. Пауза в этом тексте уместна практически в любом месте, и я буду искренне рад, читатель, если ты почаще будешь откладывать книгу, переваривая прочитанное, споря и полемизируя со мной, критикуя. Если вдруг ты захочешь, чтобы твой отклик дошёл до меня, то я всегда рад тебе у себя на сайте www.pogarsky.ru или в живом журнале pogarskij Сегодня обратная связь с писателем предельно упростилась, что имеет как плюсы так и минусы. Безусловный плюс – то что всегда можно высказать своё мнение, не взирая на лица, а если уж не хочется открывать своего лица, то можно отругать бездарного писаку анонимно. Минус мне видится в том, что с образа писателя слетел этот ореол небожителя, человека не от мира сего, загадочного инженера человеческих душ:) В моём детстве писатель стоял для меня на верхней ступени эволюции. В реальность этих интеллектуальных гигантов верилось с немалым трудом. Фигура словотворца была мифична и фантастична. Сегодня же мы заходим в блоги любимых писателей и панибратски перебрасываемся с ним парой другой фраз. «Ну, как дела, брат Пушкин? Всё женские ножки на поля рисуем? Не пора ли и о пользе России подумать?» Интернет-вскрытие писательской кухни сравнимо по масштабам своих разрушительных последствий с уничтожением магического знания Галактикой Гуттенберга. Стоило сакральной передаче из уст в уста от мага к магу, от ведьмы к ведьме смениться публикацией сводов чародейства и колдовства, как магия перестала быть тайной и утратила всю свою силу! Однако, писатели тоже не лыком шиты! И они с увлечением стали сочинять свои собственные жизни! Читатель ахтунг-ахтунг будь бдителен! Верить нельзя никому, даже самому себе (мне можно). Поэтому если в чьём-нибудь блоге ты читаешь

 

23 апреля 2009, пятница,  11 часов утра

Солнце. Яркое солнце! Яркое весеннее солнце светит на нас троих: меня, Дэна и нетбук. Нам с Дэном нравится солнце, а вот нетбук – бликует. И поэтому я с трудом просматриваю, то что написалось вчера, но это и не важно! В книге, в которой сюжет не запланирован, писать и читать можно абсолютно с любого места. Поэтому ты читатель, можешь смело распахнуть книгу где-нибудь в середине и прочитать, то что я пока ещё не написал. Мы с тобой существуем в разных временах. Ты в будущем, а я в прошедшем. Ты уже ощущаешь в своих руках тяжесть этой книги, а я очень слабо себе представляю куда уведёт меня этот свободный поток сознания? Хотя сегодня уже вроде бы начала выстраиваться структура. Поскольку сшивка блоков происходит не по смыслам, а по временам, то сама собой проникает в пространство текста идея дневника. Или блога. Вот вам и название «Блог на болоте». Вчера в своём реальном блоге я запостил вопрос о том, какой бы проект художник хотел сделать при неограниченных возможностях и финансировании. В комментариях люди в основном предлагают отпраздновать такую возможность, и собственно сам праздник и станет художественной акцией. А вот сейчас я подумал, а сам я какой бы проект стал делать? Ну вот здесь уже один арт-проект с неограниченным форматом свободы творится. И я волен написать в тексте абсолютно любое слово, пришедшее на ум, например, «мысль» и развить эту мысль о мысли в любом направлении. Формирование свободным мыслей крайне загадочно и поэтично. Вот если начинаешь писать книгу о чём-то конкретном, то весь мир начинает тебе подбрасывать подсказки! Мозг лихо отсекает всё постороннее и вылавливает из окружающего информационного поля необходимые кирпичики для постройки книги. А если мысль находится в свободном полёте, то ей приходится цепляться за случайные смыслы и проходящие мимо мотивы. Какие мотивы и смыслы могут случайным образом возникнуть на краю болота? Птицы поют. Облака проплывают. Ручеёк журчит. Идиллия. О чём тут писать? Стало быть внешние случайности практически отсечены и нужно сосредоточиться на внутреннем мире, черпать сюжеты с территории памяти и подсознания. Юстейн Гордер в книге «Дочь циркача» пишет об одном генераторе идей, который снабжал гениальными сюжетами добрую половину литературного олимпа. Герой много рассуждает о ремесле писателя. И в частности, считает, что прежде чем создавать книгу, нужно выстроить свой внутренний мир, и только когда тебе есть что сказать, переплавлять свои мысли в художественные образы. И это, безусловно, правильный рецепт. Мне всегда не так важно о чём идёт речь, как то кто эту речь ведёт. Предметом беседы может быть всё что угодно: бутылка, картонка, тряпка, пробка, стул, на котором, сидишь. Но кто-то сможет до тебя донести экзистенциальный смысл любого предмета, а кто-то подобно Канту скажет: это, брат, вещь в себе, тут, старина, без бутылки не разобраться. Вот, ты сейчас, читатель возможно сидишь в кресле или на стуле, или держишься за поручень в вагоне метро. Кто дизайнер этого кресла (стула, поручня)? Почему он имеет именно такую форму? В чём особенность изгиба его ножек? И почему у стульев вообще есть ножки, а не лапки, например? А во всех ли известных тебе языках ножки – производные от ног? Мы ленивы и не любопытны, слабо помню кто это сказал, Пушкин не иначе:) Да читатель ко всем цитатам и ссылкам ты должен относиться в этой книге с недоверием, я цитирую их по памяти, а у неё, как известно, могут происходить весьма странные аберрации. Но несомненное преимущество такого цитирования это фильтрация сквозь сито моего сознания, надеюсь оно отделило зёрна от плевел и преподнесло тебе цитаты в очищенном виде. Так вот, возвращаясь, к герою Гордера, есть ли мне что сказать? Если ты, читатель, поленился зайти на мой сайт или у тебя просто нет такой возможности, то, по всей видимости, не лишне будет тебе представиться. Я писатель, поэт, художник, дизайнер, журналист, более 20 лет, работающий в пространстве литературы и искусства. По образованию, я математик и в своей жизни мне довелось поработать и преподавателем в Институте и программистом, и научным сотрудником в НИИ, а также дворником, сторожем, строителем, менеджером и издателем. Вот уже несколько лет я позволяю себе быть вольным художником и зарабатывать на хлеб дизайном и искусством. Надеюсь, что мне есть о чём потолковать с тобой за чашкой чая или вина (это уж на твой выбор:) Итак, как говорил, Карлсон – продолжаем разговор. Ну раз уж я 20 лет смотрю изнутри на арт-пространство, то давай поговорим об искусстве. С искусством за последний век произошли грандиозные метаморфозы. И если раньше непременным атрибутом искусства было мастерство, то сейчас на первый план выходят эпатирующая идея. Искусство всё больше и больше сближается с шоу. Художник вместо духовного поиска занимается странными фокусами, нацеленными на развлечение публики. Разумеется, ещё остались последние могикане, которые сидят на краю болота и не корысти ради, а исключительно ради исследования пишут тексты неизвестного направления:)

24 апреля 2009 15-30 (вторая прогулка)

Кандинский видел художников, музыкантов и поэтов у самой вершины духовной пирамиды. Но сегодня такое чувство, что пирамида осуществила инверсию, и те кто когда-то неустанно строил её, сегодня старательно разрушают. Впрочем, не будем о грустном. Мы живём здесь и сейчас. И нужно просто научиться оставаться самим собой, отринув все искусы дешёвого успеха. «Бой идёт не ради славы, ради жизни на Земле!». И если эти вольные строчки побудят  десяток другой читателей лишний раз с удивлением взглянуть на окружающей мир, то значит зря был затеян этот болотный блог. То есть по любому не зря. Поскольку, разговаривая с тобой неизвестный читатель, я сам лишний раз задумываюсь о жизни и пытаюсь найти своё место в ней.

Наша Земля участвует как минимум в 13 различных движениях летя с несусветными скоростями, относительно Солнца, звёзд, галактик, вращаясь в невообразимых космических танцах вместе со всеми нами, с нашими ссорами и любовями, чаяниями и отчаяниями, поисками и потерями со всеми нашими стихами и песнями, текстами и сомнениями, трудами и безрассудными подвигами. Пока я ставил точку в мире родилось и скончалось множество самых разных людей. Сотни тысяч пар занимались сексом, миллионы наслаждались вкусным обедом, десятки миллионов просто-напросто спали, тысячи писали стихи и картины, несколько человек висели над пропастью, кто-то преодолевал бурные пороги на горных речках, а кто-то ловил бабочек в предгорьях Гималаев. Да чуть, не забыл один житель Земли сидел на краю болота и думал об остальных 6 миллиардах:)

И задаётся старым наивным вопросом: кто мы и для чего пришли в этот мир? Если жизнь самозародилась по стечению случайных обстоятельств, то это чудо! Необъяснимое и прекрасное чудо, которым можно лишь восхищаться, не пытаясь постигнуть причины и цели. Если же это великое творение дело рук Создателя, то это пожалуй ещё большее чудо! И там причины и цели не менее непостижимы. А стало быть, нужно жить поверх причин и целей, неустанно и ежечасно радуясь и ликуя, вдохновенно празднуя и каждый миг совершая небольшие открытия!

Десятки разных мыслей теснятся и крутятся в моей голове, перебивая и расталкивая друг друга. На какой из них остановиться? Какую развить? Радость жизни омрачается странной и ненужной жестокостью, войнами, злобой, жадностью и тупостью присущей огромному количеству жителей нашей планеты. Как со всем этим мириться? Как сделать этот мир лучше? Как научиться улыбаться сквозь слёзы?

25 апреля 2009 суббота 10-30

Любопытно, что формат письма ограничивается сном Дэна. А сон у него разныйJ может и два часа без просыпу проспать, а может и через полчаса завозиться и тогда с ним нужно ходить и укачивать. На ходу конечно лучше думается, но вот писать на ходу неудобно:) А мысль выношенная совсем не равна мысли промелькнувшей:) (ну, прямо почти афоризм:) Выношенная мысль ближе к философии, промелькнувшая ближе к поэзии. Попробуй, читатель ловить за хвост мелькающие мысли и в твоей душе проснётся новый поэт:)  автописьмо – это безусловно поэзия, хотя здесь конечно нет автописьма в чистом виде. И в этом смысле – текст становится философско-поэтическим. С одной стороны, спонтанная подхваченность, а с другой, определённое развитие и продумывание. Читатель, я вам один умный вещь скажу, Вы только не обижайтесь:) на этих страницах мы стобой валяем философского дурака, того самого, который способен задать тысячу идиотских вопросов, на которые и тысячу мудрецов не дадут ответа! Да по сути не на один детски-наивный вопрос и нет настоящего ответа. Почему солнце светит? Можно наплести всевозможной пурги про термоядерные реакции, но возникнет вопрос а откуда взялись эти самые реакции, последует ответ про большой взрыв и происхождение вселенной, ну а дальше большого взрыва тупик, откуда он взялся и что было до него неизвестно и не станет известно никогда! Мы живём в мире, не имеющем конечных ответов. Мы странствуем по тропинкам бесконечных вопросов. Тогда возникает дополнительный вопрос вопросов, а в чём же смысл вопрошания? В чём смысл этих полуответов? В чём смысл этих бессмысленных поисков? С одной стороны, понятно – полуответы упрощают нам ориентацию в нашей среде обитания, помогают добывать хлеб насущный и собственно существовать в этом странном мире, лучшем из миров! С другой стороны, они усложняют нашу ориентацию в пространстве сознания и преподносят нам сюрпризы открытий, они позволяют нам мыслить, что собственно и есть необходимый атрибут человека духовного! То есть вопрошание – это необходимое условие человеческой жизни. И если уж в человеке поселился вопросительный  червь, то будьте спокойны никаким здравым смыслом его не вывести. Другое дело у кого-то этот червь отгрызает полголовы и уводит либо в пространство безумия, либо на территорию гениальности, а у кого-то всё-таки здоровый здравый смысл загоняет червя в глубины подсознания и человек становится примерным семьянином, отличным спортсменом и успешным бизнесменом. Есть огромная разница между людьми умными и извечно вопрошающими мудрецами. Умные люди ставят реальные иногда очень сложные задачи и всеми силами добиваются решения. Мудрецы и дураки ставят какие-то малопонятные и не имеющие практического смысла вопросы, прекрасно понимая, что решения нет и быть не может, но тем не менее упрямо бьются в поисках ответа. Пожалуй самый дурацкий вопрос который мне встречался в жизни, так называемый основной вопрос философии: Что было раньше материя или сознание? И, разумеется, он неразрешим. Материалисты, отвечая на него неминуемо уткнутся в большой взрыв и последующую за ним сингулярность. Идеалисты, выдвигая в качестве первопричины демиурга, точно также уткнутся в дурную бесконечность вопросов, а откуда взялся сей демиург, сиречь Бог? В своё время я выстроил свою собственную философию, которую назвал материалистическим идеализмом. И эта философия никогда не страдала основным вопросом. Вся теория базировалась на трёх постулатах: 1) Мир существует. 2) время бесконечно. 3. Живая материя стремится к своему воспроизведению. В этой теории я снимал вопрос начала. Предполагал, что время бесконечно и в прошлом и в будущем. С другой стороны мы живём в реальной вселенной, которая имела своё начало – большой взрыв и далее в своём развитии во вселенной возникло сознание. Конкретная наша вселенная имеет не только начало, но и вполне реальный конец – коллапс. В тоже время период жизни вселенной вполне достаточен для того чтобы сознание достигло в нём очень высоких форм. Мы с вами были свидетелями того, как за совсем ничтожный (по космическим масштабам) период времени человек осуществил гигантский скачок от пещерного жителя до современного уровня, какие произойдут изменения, если удастся миновать все культурные и социальные кризисы, через сто тысяч лет и представить-то сложно, а через сто миллионов? Однако вектор развития можно наметить уже сейчас. Человечество в целях сохранения и воспроизведения неминуемо будет стремиться преодолеть вселенский коллапс, а следовательно должно будет стремиться к созданию нематериальной формы сознания, или квазинематериальной, неподверженной материальному сжатию. Уже сейчас многие серьёзные учёные предполагают существование единого нематериального поля сознания (ЕПС), оказывающего существенное влияние на наш бренный мир. Это самое ЕПС скорее всего и пришло к нам из других вселенных и так или иначе участвовало или могло участвовать в развитии сознания нашей вселенной.

                Вот такие мысли всплывают из глубин моей памяти и сознания весенним погожим утром, под пение птиц и вороний грай:)

26 апреля 2009 воскресенье. Полдень

Понятно что все определённости в как в большом, так и в малом всегда размыты, туманны и слабо предсказуемы. Электрон в современной физике, отнюдь не точка, а нечто размазанное в пространстве, этакое энергетическое облако. Границы вселенной тоже непонятно где и каковы. Тоже самое и со временем: начало вселенной просчитано до миллионных долей секунды, а далее полный туман и неизвестность, конец и что за ним также практически непредсказуемы. Примерно, те же процессы происходят и в человеческой жизни, ближайшее и далёкое время плохо прогнозируются. Вот я сейчас пишу, но стоит Дэну проснуться и заплакать, стоит прибежать какой-нибудь собаке и поднять гвалт, стоит подойти сюда соседям или друзьям, как процесс письма тут же прервётся, мысль ускользнёт из под руки, текст повернёт совсем в другую сторону, точно также не так просто представить свою жизнь лет через 10-15, а вот средние времена и пространства предсказываются и описываются довольно неплохо. У всех нас есть планы на ближайшую неделю, на месяц и с высокой долей вероятности эти планы осуществляются. Мы живём в среднем. И с поэтической точки зрения это печально:( вот почему поэты и художники постоянно бунтуют против среднего состояния. Пускаются в неожиданные странствия, уходят в запои, безбашенно влюбляются и переворачивают свою жизнь с ног на голову. И наверное это хорошо.
                В чём состоит задача искусства? Разумеется задачи искусства за последнее время сильно изменились. И если ещё лет двести назад одной из основных функций искусства было дублирование и художественного осмысления окружающей действительности, то сегодня эти функции в большей степени взяла себя фотография, а в визуальном искусстве на передний план  выходит задача по передаче иррационального опыта, не имеющего прямых аналогов в физической реальности, приоткрытие второго, третьего и н-го плана видимого мира.
                Вот ещё ремарка о непредсказуемости в малом. К нам с Дэном откуда-то из травы подкрался маленький зяблик и своей незамысловатой песенкой пробрался в этот текст:)
                Но продолжим развитие темы искусства. Сегодня художник  должен всё больше и больше становиться философом и в своих работах поднимать те или иные вопросы, предоставляя отвечать на них зрителям. Естественно одним из основных рабочих инструментов художника стал арт-жест. Жест я здесь понимаю в широком смысле, это может быть не только некая акция но и объект, и картина, и книга. Велосипедное колесо или писсуар-фонтан Марселя Дюшан, стул Кошута, рубашка Генриха Сапгира – яркие примеры художественных жестов. Однако, очень часто этот инструмент стал забирать на себя так много, что за исключением самого жеста, нацеленного на развлечения праздной публики, в работе ничего и не оставалось. Жест затмевал собой изначальную идею, перетягивал на себя одеяло смыслов и превращал художественную практику в заурядное шоу. Примеров приводить здесь не хочется, дабы не нагнать на кого-нибудь по неосторожности напраслину, но более двух третей, а то и трёх четвертей современного арт-олимпа больно этой опасной шоу-болезнью. Мне не хочется соглашаться с расхожей сентенцией, что все жанры хороши, кроме скучного. Шоу есть шоу и я прекрасно к нему отношусь, когда оно не старается выдать себя за высокое искусство. Тонкий юмор и весёлая буффонада это прекрасно! И очень люблю и хохочу до слёз на работами Маски-шоу, над многими гэгами Комеди-клаб и Наша Раша. Но в  искусстве обязательно должен быть философский, художественный ну на худой конец социальный мессаж. А когда два человека, одев милицейскую форму целуют друг друга, то здесь я увы никакого послания не вижу.
                В разговорах с преподавателями художественных ВУЗов я часто слышу жалобы, на то что студенты подходят к ним с простым и наивным вопросом, а для чего сейчас учиться рисовать? Разве в современном искусстве сейчас кто-то до сих пор рисует? Великий шоумен всех времён и народов Сальвадор Дали (живопись, которого мне кстати мало интересна и тот же Магритт в сюрреализме на мой взгляд сделал гораздо более глубокие и интересные работы) а вот как литератор Дали – превосходен! Так вот это забавный усатый комик, говорил: научитесь писать, как Веласкес, а потом уже можете писать всё что хотите. Конечно, в цитировании этой фразы есть немалая доля лукавства. И в современного искусстве можно стать великим художником, совсем не умея рисовать (читай об этом книгу Леонида Тишкова). И лично я, хоть член союза художников, но рисовать-то как раз не умею:) в английском языке очень чётко отличаются painter (живописец) и artist (художник). У нас до сих пор где-то на уровне подсознания, заложено, что художник должен уметь рисовать. Наверное, здесь уместен перифраз из Капитана Врунгеля. Каждый живописец – художник, но не каждый художник – живописец:)
                Обыватель отличается от художника тем, что меньше знает и меньше видел. Это очень прозрачно чувствуется в путешествиях. Обыватель стремится к сокровищам мировой культуры, к Достопримечательностям места… А для художника, это этап пройденный и он, как правило, предпочтёт, Лувру, набережную Сены, с клошарами под мостом. И вместо Ватикана отправится на рыбный рынок, и будет есть там сырых морских ежей, запивая дешёвым итальянским вином. Художника прельщают не открытия прошлого, а пропущенности настоящего! (ого, похоже сентенция:)

Влюбиться-я-я-я-я. Совсем неуместное слово, пожалуй, в трактате об искуссктве и философии….   Но когда ты влюбляешься в свою собственную жену, после 7 лет знакомства, это пожалуй становится философской монадой,  выходом из обыденного быденного бы-ыта в иную сферу отношений, когда каждый ужин, каждая прогулка с малышом превращается в сказочное приключение…

 

22 мая, пятница, 11-30
Долго не писал, так как был в Италии, где мы строили удивительную фантастическую скульптуру семиметровую птицу-тройку, летящую строго на север! Об этих строительных работах хорошо было бы фильм снять. Поскольку сам процесс строительства поистине превышал по своей артистической значимости окончательную конструкцию! Так бывает довольно часто, дорога важнее цели, процесс, работа, творчество приносят тебе столько впечатлений, открытий, достижений, а финальная вещь, ну уже не так важна. Теперь она уже не совсем принадлежит тебе и живёт своей жизнью. Конечно здорово, если она получает должную оценку и находит отклик у зрителя или читателя, но это всё уже не так важно! Важно что ты сделал, как ты прошёл путь создания и что постиг на этом пути. Как там у Ланцберга «Движенье важнее итога, и важно не то что увидишь потом, а то что расскажет дорога…»

25 мая, понедельник. 10-45
Вчера смотрел какую-то дискуссии по ТВ и вот там один и дисскусионеров утверждал, что искусство должно помогать жить. На мой взгляд это предположение спорное. Искусство – напряжение всех сил и скажем в бытовом плане оно, художнику, поэту, актёру как правило мешает. Настоящий художник просто обязан отринуть все житейские заботы и сосредоточиться на творчестве. Совмещение удаётся единицам. Конечно понятие жизни не сводится к быту. И искусство для художника это не помощь, но форма бытия, единственный способ существования. Что касается зрителя, то тут помощь искусства очень даже часто случается, но это, так сказать побочный эффект, всё-таки основная задача искусства состоит в открытиях, в постановке новых вопросов, в движении вперёд на самом острие культуры.
                Но бог с ним с искусством. Здесь на краю болота, когда в волосах твоих запутался ветер, когда лёгкие тополиные пушинки слетают с неба, подобно летнему снегу, когда ты всем своим существом ощущаешь запах травы после дождя, искусство отступает на дальний план. Великое произведение под названием жизнь оглушает своим величием и все изыскания и метания твоей души, все твои творческие находки и достижения, мельчают… Мысль начинает пробуксовывать, хочется отдаться медитативному потоку слияния с этим удивительным миром, хочется раствориться в нём, почувствовать, как пахнут облака, ощутить единение, с ветром, подставить лицо тёплому солнцу, и принимать в себя энергию нашей звезды.

26 мая, вторник 11-15
Размышляю за какую же травинку смыслов ухватиться? Какую тему развить? Вот пролетели вороны и мне кажется, что любопытна тема полёта, смотрю на траву и думаю о теме роста. Оглядываюсь на себя и встаёт вопрос куда же двигаться дальше? Понятно, что каждая новая работа приносит удовлетворение, понятно что она ещё чуть-чуть продвигает тебя на пути в неизвестность, понятно, что она дарит тебе новые открытия и приобретения, но что-то свербит в душе. Скорее всего не устраивает скорость продвижения. Хочется какого-то прорыва! Наводнения чувств, извержения мыслей, потрясения основ всего мироздания.

28 мая, четверг

Формат удивительным образом откладывает отпечаток на строй мысли и фактуру письма. Когда пишешь для ЖЖ невольно попадаешь в слегка ироничный и немного полемичный, а иногда и провокационный стиль. Для журнал Художественный совет пишешь с серьёзным выражением лица и с некоторой учительской интонацией. Последнее время в литературном творчестве я пишу сразу книгу. Прикидываю формат объём, иногда даже дизайн и начинаю заполнять пустующие соты. Институт формата имеет очень давние корни, это и каноны иконописи и, например, роспись ваз в древней Греции. В литературе, особенно в поэзии. Хайку, Танка, Сонет и форматы дающие более широкую свободу: ямб, хорей, анапест, амфибрафий… Сейчас словечко формат стало весьма популярным. Очень часто можно услышать: «Это у вас тут всё замечательно, но это не наш формат!» К чему я всё это? Вот пытаюсь писань не внеформатную прозу. Куда? Для чего и для кого? Зачем? Что с ней буду делать дальше – понятия не имею. Пишу, потому что есть время, силы и настроение. Не задаваясь вопросами стиля и не думая о сюжете. Нарушая. Этот текст может быть открыт в любое время и на любой странице. Некоторую линейность ему придают лишь датировки. И это пожалуй единственные метки, организующие направление движения. Последнее время я всё чаще ловлю свои мысли на том, что упускаю, пожалуй что-то самое главное в жизни! Я всегда жил на полную катушку! С разгону! С размаху! Весело! Кувырком! Легко и вдохновенно! Работал там, где хотел работать. Конечно, случались и безумное напряжение и усталость и даже отчаяние, но в общем-то я практически всё доводил до конца и никогда не жалел о том, что ввязался в ту или иную историю. И вот однако, шевелится в душе какой-то маленький червячок сомнения. А не слишком ли я распылялся и продолжаю распыляться? Я прекрасно понимаю, что для меня характерно проектное мышление, мои интересы скользят больше вширь, чем вглубь или ввысь. Странствия по горизонтали более привлекательны чем вертикальное движение. И вот видимо в этом и зарыто моё беспокойство. Быть может нужно остановиться на чём-то одном и долбить, долбить, долбить в одну и ту же точку. Ведь наше время – время узких специалистов. Титаны возрождения, подобные Леонардо да Винчи остались в прошлом, там в пятьсотлетней давности. Но увы, моё любопытство загоняет меня в самые разные области творчеста и работы. И никуда от этого любопытства, пожалуй, не денешься.

                Колокола звонят. Ветер. Лето. Пение птиц и колокольный звон. Звуковая и визуальная наполненность! Болото цветёт белыми цветами. Небо прорезает стрела самолёта. Дэн мирно спит в своей кроватке колыбели. Пастораль, да и только. А в мире бушует кризис. Рушатся корпорации, люди теряют работу. Жить – тяжело. Человечество сделало слишком большой замах и его желания ну уж слишком опередили возможности. Удивительное дело, но на заре цивилизаций практически у каждого был или при желании мог быть необходимый минимум: дом, стол, очаг. (ну там за исключением добровольных бродяг – китайских поэтов, рапсодов, кочевников). А вот сегодня при какой-то неестественной мощи научно технического прогресса при переизбытке товаров повседневного спроса, у многих людей и у меня в том числе – нет своего дома! Вот таково мироустройство и ничего с этим не поделаешь. Приобретая в чём-то одном, тут же теряешь в другом. Ну ладно не через сто, а через пятьсот-тысячу лет будет ли так что у каждого человека с самого рождения есть собственный дом, где бы он мог в любой момент уединиться и предаться своим мечтам и грёзам? 

29 мая, пятница

Поток сознания есть всегда (практически всегда), иногда специальными медитативными практиками можно и остановить его. Очистить сознание и попробовать не думая, на уровне на уровне шестого чувства соединиться с миром. Этот опыт невербального освоение действительности характерен для восточных религий, я же здесь таки пишу, стало быть вербализую, и значит отслеживаю мыслительные процессы. Но поток сознания потоку сознания – рознь! Иногда заползёт в голову ну совершенно дурацкий мотивчик, вплоть до «расцвела сирень в моём садочке…»:) и свербит и свербит и свербит, что же мне читателя этими мотивчиками нагружать? Конечно помогает сама моторика письма, глаза утыкаются в написанное, мысль цепляется и конкретизируется и движение продолжается в нужную сторону. Хотя, здесь на краю болота сейчас светит солнце и экран так бликует, что я пишу практически не видя предыдущего. Перед глазами буковки клавиатуры из которых складываются слова, слова отцифровываются переколбашиваются хитрыми программами и выходят на экран, а потом дальше в вёрстку в печать в прочтение…  и вот я пишу и размышляю о наполненности, о плотности мысли, ну не хочется ведь кормить читателя литературной кашицей, о том как паучок прополз по экрану, муха села на коленку, отвлекая и т.п. Этих впечатлений у тебя читатель и так с избытком. Вот мне сейчас другое интересно, как и почему возникает мысль? Ну понятно в беседе, при чтении книги, просмотре фильма, как некий отклик на поставленные вопросы. А вот в чистом виде? Ну вот пришёл раскрыл ноутбук и стал писать. О чём? Почему именно об этом? Когда есть повод, событие, маленький подсознательный коллапс, всё ясно они и толкают. Но когда тишина и покой, и лишь нетронутое молчание белого алфавита на чёрных клавишах, то с какой стати я пишу про искусство или про происхождение мысли? Причём, чем регулярнее и дольше пишешь в таком режиме, тем любопытнее становится эксперимент по вытаскиванию внутреннего глубинного опыта. Ведь в самом начале, если тем более перед этим был перерыв в буквотворчестве, выплёскиваются накопленное за этот перерыв, наболевшее, десять раз передуманное, потом уже идут какие-то несущественные детали, ну потом уже файл открывается, а ты ещё не знаешь с какого слова начнётся сегодняшний монолог. И вот здесь как раз самое интересное: выбор первого слова абсолютно случаен или же чем-то обусловлен? Если случаен, то и ладно, вот так ни с того ни сего сложился текст, а если обусловлен, то чем? Думаю многие из вас играли в раскручивание мыслительных цепочек. Вот подумалось мне например о море, а почему? Потому что вспомнил как в прошлом году мою кепку сорвал ветер и швырнул со скалы в море, а это вспомнилось потому, что солнце печёт голову, а кепки нет, а год назад была ну и т.п. иногда цепочки бывают короткими, а иногда очень длинными, иногда они утыкаются в первопричину: солнце печёт голову – внешний источник, а иногда теряются где-то во внутренней неизвестности, как раз о ней и речь. Что там в этой неизвестности скрыто такого, что вот кто-то становится великим писателем или философом, а кто-то озабочен лишь удовлетворением собственных амбиций или сексуальных влечений. Психоаналитики, разумеется объяснят, как и почему ты дошёл до жизни до такой, но объяснение это, увы, ну уж слишком однобоко. Есть ещё правда феноменологический подход, который в большей степени работает со здесь и сейчас, не выстраивая частоколов из причин и целей, он безусловно более симпатичен, но внутренней неизвестности увы не приоткрывает.  В творчестве, как и в физике работает принцип неопределённостей. Чем проникновеннее, глубже и вдохновеннее творчество, тем меньше поэт или художник отдаёт себе отчёт в том как он это делает и чем тщательнее он за собой подглядывает и подвергает свою поэтическую работу анализу, тем менее она вдохновенна! Увеличение одной величины неминуемо ведёт к уменьшению второй.  Наверное, самое правильное махнуть на всяческие анализы и обоснования рукой. И оставить за творчеством право тайны. Тайны навсегда. Это ведь шоу-звёзд можно растить на фабрике. Да и технология успеха художника или писателя вполне понятна, но речь-то ведь не об успехе, а о свершении. О некоем прорыве в область неизвестного, когда вдруг встанешь открыв рот заворожённый собственной строкой!!!

31 мая, воскресенье

Рука зависла над клавиатурой, не зная в какую букву ей уткнуться. Уткнулась. Процесс письма пошёл, дальше начинается разгонка. Нужно раскачать своё сознание. Вытолкнуть его из набившего оскомину круга. Найти. Мысли шелестят летним ветерком не зацикливаясь. Любопытно, что управление мыслью также происходит при помощи мысли! Получается что одни размышления как бы воспомогательные, выбирающие тему, вопрос, направление движение, а вторые сугубо рабочие, развивающие поставленную задачу и находящие ответы и решения. Но вот если ставится задача отыскать ТЕМУ, поставить ВОПРОС, да не просто тему и вопрос, а именно ТЕМУ и ВОПРОС! То начинает происходить сбой программы, воспомогательные и рабочие мысли начинают перемешиваться и уже непонятно кто за что отвечает:) Понятно, что тема тем и вопрос вопросов – суть смысл жизни. Но это очень размыто, обще и маловразумительно. Гораздо более конкретный вопрос чего мне от этой жизни надо? Эта конкретика гораздо более мощно служит организации жизни. Другое дело, что находясь в плену общественных штампов: «Что для человека хорошо, а что – плохо!» не всегда удаётся отыскать правильный ответ на казалось бы очень простой вопрос. И гармоничные люди – это именно те кто максимально приблизился к ответу… Ну да бог с ними с мировыми вопросами. Здесь на грани травы и земли в краю вороньего крика и свежего ветра гармония приходит сама собой. Хотя вороний крик, конечно, слегка раздражает, но шелест осиновых листьев вновь восстанавливает гармонию…
                 Творчество очень часто возникает из абсурдного, нелепого невозможного допущения, сделав которое художник нает всеми силами выкручиваться пытаясь это допущение обосновать и раскрыть в реальности.  Самое важное и невозможное допущение – это наша жизнь. Если проследить развитие жизнь и ту невообразимо сложную цепь случайностей, которое её осуществило, то не то чтобы диву даёшься, а как-то стоишь открыв рот и выпучив глаза и думаешь ну как же такое случилось? Начиная с космических условий. Будь наша орбита чуть дальше или чуть ближе к солнцу, будь у неё другие размеры и множество т.д. и т.п. не было бы никакой такой жизни. Но вот она есть и мы есть и мы мыслим и делаем разные глупости, и ещё занимаемся искусством и пишем стихи и занимаемся саморефлексией… Во всё это безумно сложное мироустройство очень сложно поверить и включая демиургическую первопричину и уж тем более исключая её. У великого грузинского философа Мераба Мамардашвили есть такое эссе «Если отважиться быть.» Так вот для того,чтобы принимать мир во всём его многообразии и неустойчивости нужна немалая отвага! Можно конечно жить легко и непринуждённо так, как это делают дети, как это делали древние китайские и японские поэты, но для этого также нужна определённая сила и отвага!

1 июня, понедельник
К вопросу о стимулах. Конечно, здоровое тщеславие играет важную роль в стимулировании творчества, но оно может сыграть в жизни художника роковую роль. Творчество это в первую очередь внутренний поиск и духовный рост и стоит, забыть об этих двух составляющих, стоит только включиться в работу на потребу дня, в провоцирование успеха и завоевание славы, как всё внутренний творец угасает и на его место приходит  шут (нет шут слишком высокое слово – шоумен), который только и делает что отслеживает настроения масс. В успехе нет ничего плохого. И более того практически все гении добивались успеха при жизни, но успех не должен быть целью во время творчества, потом, в свободное от художественной практики время, можно и даже нужно заниматься его продвижением, но никогда внутри самого арт-процесса.  Добиться успеха, не изменяя самому себе – сложно. В этом смысле душевнобольным людям-собакам и иже с ними проще. Они живут в своих маниях и фобиях, оттягивают без всякого стеснения своё больное желания и попадаю вне всякого сомнения в поток интереса отъевшейся публики, которая всегда предпочтёт уродство красоте. Но… как говорил Ульянов-Ленин, мы пойдём другим путём:) Настоящий художник всё равно всегда остаётся в выигрыше. Каждая удачная работа – уже сама по себе награда, сам процесс работы – уже приносит наслаждение, а если это ещё вдруг каким-то невообразимым образом будет востребовано, то это уже дополнительный бонус!!!

1 июня, понедельник, вторая прогулка.

Жара страшная! Мысли просто плавятся. Думать, да и вообще что-то совершать лень. В такую погоду хорошо бездельничать на пляже. Купаться, читать какой-нибудь роман про пиратов, пить холодное пиво и есть мороженое со свежей клубникой. По такой жаре понимаешь, почему африканские страны так отстали в развитии. Отстали в развитии, кстати и северные народы, потому что в холод думать ещё сложнее. Но человек это человек. Он царь и бог, он обладает властью над собой и всегда может включить сознание и направить его в нужное русло…
Включить…

2 июня, вторник
Сегодня в разговоре со старшим сыном, спросил его, в чём он видит смысл жизни и творчества. И он ответил: радоваться жизни и приносить радость другим. Тоже и в творчестве, ну и вообще в публичной деятельности, чем большему количеству людей ты доставил радость, тем полнее и правильнее твоя жизнь. Это он поднимал значение футболистов, уверяя, что их  игра гораздо важнее для общества, чем скажем сочинение стихов или развитие математических теорий. Резоны в это рассуждении, при всей его очевидной ущербности, разумеется, есть. Востребованность хорошего футболиста в современном мире безусловно на порядок выше востребованности пусть даже очень хорошего поэта, уровня Бродского, например. Я возразил сыну, что по его теории получается - порнозвёзды самые важные персоны современного мира, так посещаемость порносайтов рекордно высока, и лицезрение извращённых соитий доставляет радость миллионам людей. Возражение не особо прошло. Да – порнозвёзды играю важную  роль в деле удовлетворения плотских желаний, снижают волну изнасилований, обучают культуре секса, а итльянская порнозвезда Чичолина даже баллотировалась в парламент. Спор наш лично для меня выглядел очень глупо. Но само противопоставление поэтов и художников футболистам и порноактёрам весьма показательно! То есть нужно всё-таки отдавать себе отчёт в каком мире мы живём! Впрочем, пришло на ум сравнение с Элладой. Там ведь поэты, спортсмены и гетеры тоже стояли примерно на одной иерархической ступеньке. И более того гетеры в отличие от  обычных женщин допускались на мужские посиделки и имели право принимать участие в учёных разговорах и философских диспутах!

2 мая, вторник, в метро
Нужно придавать скорость повествованию, встряхивать  его, уходя от тихого покоя царившего на краю болота к скоростному подземному движению, к толчее человеческих сущностей, к безумию и нелепости городского бытия мегаполиса.  Кто-то читает, кто-то пишет смс, кто-то торгует шариковыми ручками , и ведь совершенно точно кто-то слагает стихи. Таких, как я, раскинувших ноутбук на торцевом подоконнике и что-то такое набирающего в толкучке и тряске – мало. Я по крайней мере до сих пор не встречал. Хотя это ни о чём не говорит… Слова приходят под стук колёс. Слова из подземелья! Метро, как и множество других достижений цивилизации – удивляет. Безумно удивляет.

3 мая, среда

Среда. Среда обитания. Человек так усложнил себе среду обитания, что жить стало невообразимо трудно. Самое естественное, и всем остальным существам доступное, право на жилище в человеческом обществе выполняется увы, далеко не всегда. Сам мыкаюсь который год по съёмным квартирам. И определённого просвета в приобретении дома или квартиры нет и в помине. Я то ладно, поэт в мире живёт и крыша над головой дело десятое, но у меня растёт сын и надо о нём как-то думать. А тут ещё кризис этот. Вот что значит чрезмерно усложнённая система! Ресурсы цивилизации так высоки, что всему населению земли по три дома построить можно, но… но вот распределение этих ресурсов удивительно неразумно и перебороть эту оголтелую неразумность в ближайшем будущем вряд ли удастся.  

5 июня, пятница

Я к вам пишу, чего же боле? Что я ещё могу сказать? Я знаю, читатель, это в Вашей воли меня презреньем наказать… Впрочем, в отличие от Татьяны, читательский отклик для меня хоть и очень важен, но в конечно итоге он не играет решающей роли. То есть для меня гораздо главнее моё собственное отношение к ан-писанному (сделал опечатку, хотел было исправить, но вдруг осознал, что опечатка весьма в данном случае уместна АН-писанному, написанному ан, случайным вздохом, нечаянным движением мысли, отвлекаясь и уходя вослед ветру, слогу, опечатке…). На этих страницах, ты уж извини меня читатель, я в основном разговариваю сам с собой, сам в себе пытаюсь разобраться и если удастся что-то такое нащупать, что безусловно самое важное, то что не вписывается в вербальные соты, и лишь разговоры вокруг да около могут приблизить …

Срывая крыши и снося дома, играет вихрь предельной дальней мыслью. Той самой мыслью, где чуть-чуть видна густая тайна бытия и жизни…

9 июня, вторник

Удивляться жизни. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно. От этой наиважнейшей духовной практики всегда что-то да отвлекает, дела, заботы, люди, комары и мухи, всяческие пустопорожние мысли. Для любования миром и непрестанному удивлению необходимо уединение, праздность и беззаботность. В Европе, особенно в Англии сейчас очень популярна любительская орнитология, люди выезжают к местам обитания птиц, вооружаются мощными биноклями и часами наблюдают птичьи повадки. Вот такого спокойного и вдумчивого наблюдения достойны не только птицы, и морские волны, и облака, восходы и закаты солнца, луна, муравьи, майские жуки, мальки и вообще вся подводная жизнь, шелест летних листьев и осенние листопады, дожди, туманы, костёр, детские игры и дети в целом, бабочки и стрекозы, цветы, жуки-плавунцы, богомолы, течение рек и ручьёв, щенки и котята, коровы, куры, подъёмные краны, корабли, поезда, воздушные шары, дельтапланеристы и парашютисты, сноубордисты и горнолыжники, белки, летучие мыши, дельфины, звёздные дожди, сумасшедшие, пассажиры в метро, фонари, тени и отражения, головастики и лягушки, ящерицы, десантники в день десантника, рыночные торговцы, пауки, суслики, пьяные, нищие, кришнаиты, панки и хиппи, рыболовы, площадные художники и артисты, мыльные пузыри, аквариумные рыбки, божьи коровки, обезьяны, дворники, часовые, парусные яхты, вьетнамцы, работающие в поле, граффитисты, садовники, ленд-артисты и множество других удивительных существ и явлений. Наш мир – это просто клад  для настоящего наблюдателя!!! 

10 июня, среда

Как правило, творчеству всегда что-то мешает: работа, домашние хлопоты, встречи, разговоры, лень, усталость, праздники, телевизор, интернет и т.д.  и т.п. Но если вещь созрела, если не смотря ни на что ты садишься и начинаешь писать огрызком карандаша на обрывке бумаги, если внезапно просыпаешься ночью и в голове твоей возникают новые замыслы и ты уже не можешь спать, но идёшь в полусонной бодрости к компьютеру и набираешь зародившийся текст. Замыслы и идеи подталкивают. Я всегда стремлюсь использовать на полную катушку энергию порыва, пока ты вдохновлённый своим озарением готов горы свернуть и за пару ночей сверстать 100-страничную книгу, со сложным дизайном. Но бывает так, что желание работать вроде как и есть, какая-никакая задумка тоже, а вот ну никак дело не движется, что-то такое постоянно притормаживает, и вполне возможно – не зря. Значит так нужно. Вопрос кому? Да в первую очередь тебе. Хотя есть и такой момент, что вот не знаешь какую бы такую гениальную нетленку соорудить, но есть время, которое не хочется тратить впустую. И садишься за работу без всякой дальней мысли, и начинаешь как бы разгонять что ли себя на творчество и иногда и в самом деле разгоняешься. А часто недописанные, недоделанные вещи лежат годами, а потом вдруг всплывёт какая-то мелочь, зацепит небольшой поворот и у них происходит второе рождение. Или вот пишешь, готовишь книгу уже и не один месяц и уже всё к полному завершению подходит, так остаётся последние запятые расставить и вдруг – шварк! Накрывается жёсткий диск, причём накрывается с особой жестокостью, и за восстановление спецы просят 1000 долларов, которых а) жалко и б) просто нет. А восстанавливать – ну просто нет никаких сил:( так и лежит этот полумёртвый жёсткий диск с замурованными книгами, текстами и фотографиями, ждёт своего времени. Хотя нужно сказать, что всё должно выходить в своё современное время и «Преступление и наказание», и «Отцы и дети», и «Анна Каренина» сегодня возможны лишь как римейки.  А если уж и пишется о девятнадцатом, например, веке, то уже совсем иным языком и в иных деталях.

Расставить паузы, позволить отступленье и написать неспешно, чуть дыша, пришедшее на зов стихотворенье и свои тексты дальше продолжать… 

 

15 июня, понедельник
Вот к вопросу о всевозможных помехах, последний файл, в котором про эти помехи написано было никак не хотел открываться, что-то там такое побилось поломалось, какие-то сбои внутри этого цифрового чуда техники и я сейчас полчаса бился восстанавливая утерянный текст при помощи какого-то встроенного конвертера! Восстановил, однако! И значит – так надо! Усложнение сервиса всегда чревато потерями! Рукопись всё-таки нужно сильно постараться, чтобы сжечь, разорвать, потерять, а вот компьютерные файлы бьются и теряются сплошь и рядом! Берестяные грамоты и пергаменты хранятся тысячелетиями, не думаю, что
CD или DVD продержится хотя бы лет пятьдесят без специального вакуумного хранилища.

 

2 июля, четверг

Бесконечная суета, постоянная борьба за выживание, поиски работы и сама работа постоянно сбивают с творческого ритма.  И вот в эти прогулки с Дэном, в эти короткие минуты уединения бывает так не просто отключиться от непрестанной текучки, оторваться от земли и от прокорма, уходя в ветер творчества и непрестанного поиска. Бесконтрольный поток сознания детекторы поэтического восприятия фиксируют с ненужным, но и необходимым нажимом. Хорошо когда мыслеобразующий котёл бурлит, когда образы и идеи рвутся через край и уже ничто их не остановит, не недосып, ни груз забот, ни отсутствие места и времени. А вот когда вдруг есть и место, и время, и глоток вина и все тяготы существования остались за чертой сознания, но в голове и душе лишь гнетущая тишина, то определённый нажим необходим. Нужно чуть-чуть раскачать себя до внутренней поэзии, до той неизбывной мелодии которая затерялась в белом шуме повседневности.  Конечно, есть и обратная точка зрения, мол если можешь не писать – не пиши! Нечего нарушать старый мудрый принцип Оккама и размножать ненужные сущности. Всё сказано до тебя и нет ничего нового в этом старом-престаром мире. Так-то оно конечно, так, да не эдак. Конечно базовый корпус культуры создан, конечно вечные вопросы так и останутся в вечной своей неразрешимости, но всё дело в том, что формулировка их начинает с течением времени изменяться, оттенки играют уже по другому. И Гамлетовское «Быть или не быть» различно. В эпоху гусиных перьев и дуэлей на шпагах  - быть это одно. А во времена компьютерных технологий и ядерных бомб – быть это уже совсем другое. Конечно, внутренний вектор развития всё равно качается между материальным достатком и духовными поисками, и не суть важно выбор ли это китайского поэта между босоногими странствиями и сытной придворной жизнью или борьба нашего современника между стабильным заработком под восьмичасовой рабочий день и свободным творчеством с неминуемой финансовой недостаточностью. Тут скорее не эпоха начинает играть роль, а совсем иные обстоятельства. Одинокий творец находится в одном положении, а отец семейства уже совсем в другом. У богатого наследника одни возможности, а у того, кто не имеет ничего от рождения совсем другие. Это всё конечно банальные истины, но именно на банальностях строится вся наша жизнь, а выход за её пределы это уже поэзия и прочий артистический излишек. Птицы поют ради продолжения рода – люди поют из развлечения, или от лютой тоски, или от невообразимой переполненности, от избытка чувства и перехлёста порывов… Кажется в Иронии судьбы героиня спрашивает героя:

-  Когда люди поют?

- Ну, в театре поют, на концерте… ну когда пьяные поют:)…

- Не-ет! Люди поют, когда они счастливы…

Резонно. И если вы оглянётесь на свою жизнь, то вдруг окажется, что пели-то вы в основном в юности, во дворах и парках под гитару, на студенческих посиделках, в походах у костра…

Вот откуда-то всплывшая строчка: «Он по утрам поёт в клозете!!!» А, каково! Кто-нибудь из вас поёт, сидя на горшке? Любопытно, что про себя-то мы как раз часто напеваем, но напеваем – одну две строчки, привязавшихся из случайного музыкального потока.  Это уже не пение, а именно напевание!!! Душа тут не уходит в песню, а закрывается ей от ежедневной угрюмости. Вот такие мотивы…

12 июля 2009 года

Реального времени мета -
Трава. Муравьи. Песок.
Осколки разбитого лета.


Лето у нас сказочное. Когда не хочется писать, то можно бродить по полянке, собирать землянику и чернику, наблюдать изо дня в день, как подрастают лисички. Собирать их глупо, ну что делать с парой грибов? Но когда их набиралось штук десять, то я срывал и добавлял в жареную картошку. Собирательство вот древнейшее из человеческих занятий. Когда-то собирать нужно было чтобы жить, сегодня это практически повсеместно (за редкими исключениями) забава, хобби.



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.