Фрактаж действительности
"Фрактаж" - это неологизм, скомпонованный от двух терминов: фрактал и фроттаж. И мне кажется, что на смыслообразующей грани этого неологизма, сконцентрирована вся гамма нюансов и споров, разгоревшихся в 80-е годы прошлого века вокруг компьютерной графики, построенной по фрактальным законам.
В непропамятные времена наука и искусство шли рука об руку и сознание об сознание. Леонардо да Винчи с его потрясающими инженерными проектами, Гёте с его изумительной теорией цвета, подвергнутой обструкции ньютонианцами и вновь поднятой на щит современной психологией восприятия. Но, усложнение научных дисциплин, потребовало от учёных концентрации на конкретной теме и углубления в один предмет, а побочная сторона углубления - специализация, разрушила комплексное познание мира, и в какой-то момент разделила мировоззрение на физическую и лирическую составляющие. И вот в 80-е годы прошлого века эту странную антиномию разрешила математика, в которой появилось понятие фрактала. Графики фрактальных множеств поразили своей красотой не только учёных и не только простых обывателей, но и самых глубоких искусствоведов, зацикленных на дефинициях эстетического! Не вдаваясь в высокоинтеллектуальные споры, можно попробовать в трёх словах выразить сущность прекрасного, цитируя философа-утописта Николая Гавриловича Чернышевского: "прекрасное - есть жизнь"! Фрактальная геометрия, созданная усилиями Бенуа Мандельброта и его последователей, спустя тысячелетия после незыблемых линейных разработок Евклида вдруг смогла пускай хоть в приближённом подобии отразить нелинейную реальность существующего мироустройства. Такое чувство, что математики и геометры веками использующие лишь остриё карандаша и, пытаясь на его кончике предсказать поведение природы, вдруг догадались перевернуть карандаш обратной стороной и сделать фрактальный фроттаж действительности - фрактаж.
Фрактальная графика, несомненно, во многом сродни поискам и находкам супрематистов, но в ней есть одно безусловное преимущество. Если супрематическая композиция, как правило, требовала некоторого обоснования и определённой вербализации простроенной картины, то фрактал всегда нёс позади себя формулу раскрытия.
- Что вы хотели сказать, нанеся на холст эти странные пятна?
- Да только то, что Х n+1= f(Хn)= хn2+c, где с= - 0,33 + 0,55i
И этот выбор параметра с есть ничто иное, как предмет искусства.
Сделаем небольшой скачок во времени и воздадим должное провозвестникам фракталов, среди которых наиболее мощной фигурой мне представляется Иоган Кеплер. Этот апологет гармонии, некогда долго не мог поверить в безумие господа, заставившего планеты вращаться не по идеальным окружностям, а всего лишь по эллипсам, но к его чести поверил и нужно сказать, что именно Кеплер во многом заложил основы фрактальной геометрии. Трактат о шестиугольной форме снежинок, безусловно, одно из первых описаний самоподобного заполнения пространства. Оставался практически один шаг, к тому, чтобы осмелиться, ещё и изменить масштаб подобия. Учёные эпохи Кеплера даже и не замахивались на описание формы облаков, верхней кромки леса, песчаной ряби, береговой линии и т.п. А вот сегодня мы смело и легко оперируем с этими геометрическими построениями и облака, и волны, вылизывающие берег, и песчаные барханы стали доступны для наших фрактажей.
Итак, математики решительно вторглись на территорию искусства, утверждая, что, рассматривая их графики, можно получить эстетическое наслаждение. Однако и поэты с удовольствие стали использовать самоподобные формы фракталов, как определённые решётки, послужившие основой для их экспериментов с визуальной поэзией.
Михаил Погарский
посмотреть фотографии с выставки?
|