Звук свирели
Flute Sound
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский

Звук свирели

Как передать цветом звук свирели? Какая цветовая гамма соответствует нежным мелодиям флейты? По каким тайным законам цветовые симфонии начинают звучать в твоей душе, когда рассматриваешь работы Юрана? Вопросы связанные с звукоживописью и цветомузыкой волновали человечество ещё со времён Пифагора и Платона, которые усматривали в мировом устройстве музыку сфер. Спустя тысячелетие Исаак Ньютон предлагает выстроить соответствие между цветом и звуком на основе аналогии «спектр – октава» и его идеи развивают и Бертран Кастель во Франции и Атанасиус Кирхер в Германии. А в начале ХХ века интерес к этому вопросу переходит на территорию искусства. Это, в первую очередь, идея «световой симфонии», осуществлённая А.Н. Скрябиным в «Прометее», опыты с динамической светоживописью, проводившиеся Г.И. Гидони, В.Д. Барановым-Россинэ, З. Пешанеком и др.

Василий Кандинский в первом выпуске альманаха «Синий всадник» помещает сценическую композицию «Жёлтый звук» на музыку Ф.А. Гартмана и готовит её постановку, в которой планирует синтезировать в единую гармонию цвет, свет, движение и музыку.

Вполне возможно, что сам Юран не ставил перед собой подобных задач, и рассматривал передачу звука несколько шире. Звук свирели передаётся в работе не только колористикой, но и самим настроением картины, визуальными образами, характерами персонажей. Кажется, что каждый изображённый на картине слышит свою музыку, которую наигрывает на свирели маленький мальчик. Картина, безусловно, пронизана библейскими мотивами бегства в Египет и ослицы Валаама. Святое семейство мирно отдыхает под деревом, а Валаамская ослица, внимая звукам свирели, кажется, вот-вот заговорит, но вдруг неожиданно в эту музыкальную тему врывается красный жеребёнок, который, «купаясь в цвете», играет джазовую импровизацию на колыхающейся флейте возносящихся вверх деревьев.

«Мне кажется, краски для отца еще и «звучали», - пишет его дочь Гюнель Юран, - и это помогало ему переносить их на холст так чисто и звонко, и так точно передавать нюансы ощущений, полученных от природы. Именно эта «музыкальность» мировосприятия делала его живопись импровизационной, «интуитивной». Поэтому не случайно еще одним страстным увлечением отца стал джаз, пленивший его своей свободой и смелостью самовыражения. Он хорошо играл на саксофоне и умел раскрыть себя в творчестве самыми разными средствами, будь то живопись или музыка...»

Согласно теории цветомузыки низким частотам соответствует красный цвет и именно сквозь красный колорит в живописи Юран постоянно звучит нижний бархатный регистр саксофона.

Юран родился в 1934 году в городе Нахичевань - на границе с Ираном и Турцией, - на земле, поражающей яркостью и насыщенностью цветовых контрастов.

Изобилие всепроникающего солнца, обнажающее таинственное мерцание жизни, её избыточность, проявились в богатстве цвета и в бесконечной глубине теней на его живописных полотнах Юрана. Разгадка тайны цвета являлась источником вдохновения и в годы учебы в Академии Художеств им. Репина (1957-1962 г.г.,мастерская В.Орешникова).

Последующие годы жизни в Ленинграде насыщены творческим становлением Юрана в качестве театрального художника (работа в Александрийском театре). Театр станет важной составной жизни и творчества Юрана.(он художник-постановщик к спектаклям «Тарусский волк» А. Нессин;«Ханума»)

Это годы творческого поиска себя в живописи, в кинематографе (работа на Ленфильме), в преподавательской деятельности. Это годы знакомства с М. Козаковым, В.Кореневым, Надаром Шашык оглы, с Анаром, дружба с которыми будет сопутствовать ему всю жизнь.

Юран пронес через всю свою жизнь, еще одну любовь – любовь к Прибалтике. Быть может, она влекла его величественной и холодной контрастностью с пейзажами родной земли, быть может, эта любовь связана с близкими по духу людьми, встречи с которыми были именно здесь…

В последние годы жизни, Юран вновь вернулся в Нахичевань. Тайна цвета, его полнота в сокровенных тайниках родной земли неумолимо притягивали и не отпускали его.

Юрана часто сравнивают с Сарьяном (они даже родились в одноимённых городах, только Юран в Азербайджане, а Сарьян в Ростове-на-Дону). Но у Юрана манера письма гораздо более экспрессивная, и если Сарьяна считают последователем Поля Гогена и Анри Матисса, то Юран скорее продолжает поиски Ван Гога и Сезана.

Его друг художник Анар пишет: «Вначале я познакомился с человеком, с его творчеством - гораздо позже... Первая встреча произошла в Нахичевани, на земле, пропитанной цветом, - цветом красным. Красный цвет рождал ощущение причастности к глубинам жизни - в слоистости камня, в цвете граната, в луче, впитываемом землей, в растрескавшейся от жары почве... Юран в это время учился в Академии Художеств в Ленинграде. То, что он делал, не вписывалось в каноны классицизма. Он творил то, что хотел. Он играл с цветом, играл беспощадно, переплавляя и сжигая его до остатка. Он создавал по законам, непризнанным в академической среде. Бунтарский дух, напряженный взгляд, предельная честность в отношениях с собой, с окружающими: «живопись может передать истину», - слова, которые я не раз слышал от Юрана. Эта истина - внутреннее устремление, рождающееся в неимоверном напряжении, в мощи чувств, в суровой беспощадности по отношению к себе, к цвету... Была не одна встреча... Каждый раз она оставляла ощущение огромной интенсивности и напряженности его жизни. Он отдавался без остатка - живописи, дружбе, любви, подтверждая идею о бесконечности и беспредельности человека в творчестве...»

И, кажется, сама истина смотрит на нас с картины «Волшебный мир поэзии». Умудрённый жизнью поэт погружён в волны орфической магии, а у него из-за спины выглядывает третий глаз музы и прозрачными иероглифами струятся вверх ритмы музыки.

Совсем казалось бы простые по своему сюжету пейзажные работы, такие как «Осень в горах» вдруг взрываются блюзовыми рапсодиями Гершвина, на которых происходит нескончаемый восход солнца и барабанная дробь любви.

А на одной из самых, пожалуй, лиричных картин Юрана «Первый луч» вечный странник уводит Валаамову ослицу в какую-то неведомую даль, и весенние едва слышные мелодии непрестанного возрождения уносятся к небу.

В 1984 году, Юрана не стало…

Он трагически ушел из жизни на пике творческих поисков. Его последняя картина, которая так и осталась незаконченной, называется «Рано утром» и является звонким свидетельством того, что в его планах впереди, ему грезилась вся жизнь…



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.