Александра Орлова
A. Orlova
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



3-я Евопейская международная бианнале бук-арта в Российской государственной библиотеке искусств.

С момента своего появления книга несёт в себе генетический код всех новых процессий художественных реальностей. Образ и модель книги призваны сохранять культурную память. В книге всегда присутствовали две составляющие: текст и искусство. Наличие книги в доме, особенно если это не просто единичные экземпляры, а большая библиотека, всегда являлось признаком образованности и ума.

С момента появления печатного станка книга постепенно стала покидать сакральный, труднодоступный мир тайного знания и в XX веке она становится продуктом массового потребления.

К концу двадцатого столетия на второй план стало постепенно уходить искусство книжной графики: текст захватывает пальму первенства в книжном блоке. На сегодняшний день иллюстрация в оформлении книги «общего потребления» осталось, в основном, в детской литературе.

Так что же происходит с книгой, которая прошла такой долгий путь и теперь растворяется в мире электронных носителей и гаджетов? Она становится не просто культурным достоянием, её ценность возрастает ещё больше чем была раньше. И сегодня книга стала абсолютно свободным инструментом для самовыражения, как когда-то живопись, освободившая себя от обязательной функции документации благодаря появлению фотографии.

Эксперименты с книгой начались в XVIII в. Тогда Уильям Блейк начал пробовать разные техники печати, например, высокую печать, при иллюстрировании собственных текстов. Эти опыты и эксперименты стали предпосылками жанра "Книга художника".

Книга художника - рефлексия. Она не ограничивается одним материалом или техникой. Её мир гораздо шире, чем мир классической книги. Помимо привычных свитков, кодексов и гармошек появляются книги-объекты, съедобные книги, медиа книги и т. д. Сейчас можно говорить о том, что этот жанр набрал достаточную силу и количество последователей, ведь уже в третий раз проводится международная биеннале, посвящённая этому узкому жанру.

3-я Европейская международная биеннале бук-арта в этом году проходит в Москве, где центральной выставочной площадкой стала Российская государственная библиотека искусств. Выбор РГБИ как основной площадки не случаен: в библиотеке работает клуб «Книга художника» и не в первый раз проходят выставки, посвященные этому жанру книжного искусства.

Российская государственная библиотека искусств активно сотрудничает с мастерами Книги художника, для которых, в свою очередь, важен тот факт, что их работы не только экспонируются в стенах библиотеки, но и хранятся в её фондах.

В выставочном зале РГБИ представлено более 60-ти работ русских и иностранных художников, которые раскрывают тему биеннале: арт-дневник, арт-журнал и визуальный журнал.

Книги-объекты, рукописные кодексы, гармошки и свитки показывают насколько многообразен этот жанр сегодня. Даже тот факт, что современный мир поглотила глобализация не смог сказаться на национальном почерке, который очень чётко прослеживается в искусстве книги. Русские, итальянские, румынские, английские и другие художники узнаваемы в экспозиции.

Стоит подробно остановиться на некоторых экспонатах. Самое большое внимание зрителей привлекает "BOOKBUSTER" (Книга-бомба) русского художника Валерия Корчагина. Книжный блок сочетает в себе монопринт, ручную вырубку, электроцепь, землю, воду, воздух, светодиоды и неваляшку.

Отправной точкой в создания книги для художника стал термин

"Блокбастер", который на сленге американских авиаторов Второй мировой войны означал особо мощную фугасную бомбу, которая может уничтожить целый квартал, а потом в 1970-х гг. перекочевал в киноиндустрию. Работа художника иронично интерпретирует этот термин. Жилой квартал заменён книгой, которая уже на уровне генетической памяти ассоциируется с разумом. Единение 4-х элементов: земля, вода, огонь и воздух – это пороховая смесь, неваляшка - детонатор. Всё вместе - взрывная смесь продуктов человеческого интеллекта.

Итальянка Микаэла Торгнаги, в свою очередь, представила работу, иллюстрирующую сказку о куропатке, преодолевшей собственный страх и превратившейся в дракона. Художница не пошла по классическом пути книжной иллюстрации, где изображения сопровождают текст и с трудом могут существовать без него.

Созданный книжный блок, иллюстрирует трансформацию куропатки. При этом в работе Торнаги использует вещи, которые хорошо знакомы современному обывателю. Спрессованные капсулы популярной фирмы кофе Nespresso являются повествовательными клеймами в книге. Микаэла создаёт комикс, где иллюстрация полностью забирает на себя повествовательную функцию, сам текст нужен лишь в качестве небольшого пояснения. Подобная «клиповость» прослеживается у многих итальянских художников. Это может быть связано с большой популярностью культуры комиксов в Италии на сегодняшний день. Во многих итальянских работах прослеживается характерная яркость, тяготение к красочному рассказу с помощью изображений, где текст всё время выполняет лишь вспомогательную функцию.

В экспозиции можно увидеть не только книги-объекты . Классический кодекс с использованием цифровой печати представлен англичанкой Кейт Блек. По словам Кейт, книга рассказывает о районе, где все персонажи - соседи, а сам район находится в её воображении. Название "One-Two-Three" ("Раз-Два-Три") красной нитью проходит через весь текст и иллюстрации. Художница поставила себе задачу написать текст, где слова рифмуются с цифрами и дополнить его соответствующими изображениями.

Две книги-гармошки без текста являются безусловным украшением выставки. "Хроника ночи. Хроника дня" Василия Власова была создана исключительно для визуального восприятия. В прошитые тонкими стежками листы автор включил фрагменты оригинальной литографии.

"Два цвета: чёрный и белый - собираются в единую привычную форму повседневную реальность. Одновременно это и противоположности. Ночь черна - в этом её непредсказуемая сумрачность и таинственность. День чист, и замыслы его ясны и прозрачны..." - говорит сам Власов.

Другую книгу-гармошку представил ирландский художник Аарон Смит. Его работа рассказывает о переживаниях, связанных с событиями, которые произошли со Смитом. Художник специально оставляет книгу без названия. Для него важно, чтобы зритель вступил в контакт с изображениями, которые он создал.

Слоганом биеннале стала фраза: "Книга художника объединяет мир". Эти слова включил в свою книгу-глобус Михаил Погарский. Сегодня, в период политических передряг, такой лозунг особенно важен, поскольку многие забывают, о том, что искусство остро реагирует и отражает события, происходящие в мире, но при этом держится особняком, давая понять, что именно оно играет объединяющую роль.

А. Орлова

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.