Отзывы
Отзывы
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Виталий Пацюков. О книге Михаила Погарского «Феномен Книги художника»

Образ и драматургия книги Михаила Погарского представляет собой диалог между творчеством и анализом современного состояния Книги художника. В ее топографии, с одной стороны заложена структура, а с другой - она наполнена непрерывным творческим потоком, визуально-смысловой импровизацией. В пространстве этих энергий диалог просматривается уже на уровне содержания, которое начинается с ряда позиций, определяющих абсолютно новое состояние культуры. Если мы обратимся к культурное парадигме 60-70-х годов прошлого века, то в ней определяющим вектором был союз "или", "или то или другое", а сегодня мы наблюдаем становление совершенно новой парадигмы, в которой определяющим становится союз «и», "и то и другое одновременно". И когда мы читаем оглавление книги, начинающееся с концептуальных вопросов: «Хаос или порядок?», «Новое или традиционное?», «Массовое или элитарное?», «Процесс или результат?», то в конструкции книги эти вопросы разрешаются в принципиально новой системе и предполагают уже не оппозицию, а согласие. И это согласие может прочитываться в абсолютно разных системах.

Книга Михаила Погарского обладает очень жёсткой структурой, в тоже время она абсолютно естественна и свободна, каждый элемент этой структуры раскрывается в органической художественной манере. Оглавление сразу нас вводит в раздел «Книга художника на острие современного искусства" и все завершается кодификатором. Книгу можно читать справо налево и слева направо как постмодернисткий текст, обладающий нелинейностью. Образ книги бесконечен и вариативен, перед нами Книга конца и Книга начала. Ее конструкция полностью переворачивает линейную систему, ее временную направленность. Феномен времени здесь может постоянно меняться - он существует в абсолютно естественной подвижности, в динамической культуре. В ее слоях время живет в постоянном общении между прошлым и будущим, мерцающем пространстве между настоящим и прошедшим. Но важность этой книги не только в поднятых ею вопросах, важность её ещё и в самом существовании. Эта первая книга в России на данную тему с таким обширным контекстом, который способен конкурировать с западными монографиями в плане своей структуры и глубокого анализа. И в тоже время эту книгу просто приятно держать в руках, она прекрасна сама по себе, обладая личным образом. В ней реализуется особый принцип - пародоксальное согласие. Она сама по себе исключительное явление культуры и произведение искусства. И я считаю, что вот эта точка - появление на свет этой уникальной книги – это само по себе историческое событие - событие в культуре книги, культуре издания и культуре ее осмысления. Появление на свет этой книги знаменует историю, отмеряющую время, существующее в пограничной ситуации - событие, которое разделяет книги до "Феномена Книги художника" Михаила Погарского и книги после её возникновения. И это, безусловно, поднимает определённую проблему – «книги после Книги»! Этот факт манифестирует абсолютную пост-ситуацию… До появления Книги Михаила Погарского контекст существования Книги художника находился в традиционной системе, а сегодня он продолжается в структурной образности, в уникальном модуле. Структурная система позволяет осуществить новый взрыв информации, сфокусировать новый выброс событий за его "горизонт", как говорит современная космология. И следующая книга должна уже появляться на каком-то ином уровне, быть может в квантовой системе, в системе свидетельства, в системе откровения. И я абсолютно уверен в том, что книга, которую я держу в руках, даёт определённый отсчет времени, после которого всё начнёт меняться. С одной стороны эта книга содержит в себе процессуальный характер, с другой - она представляет вариативную информационную конструкцию, своеобразную модель Дома книги. "Феномен Книги художника" не только осуществляет провокацию в "книжном" пространстве, в издательском деле, в его социокультурных слоях, но и запускает маятник нового времени, где открывается точка отсчёта новой системы координат. И вот в этом мне кажется её особая важность и уникальность. Эта книга создана художником и это Книга художника, ее драматургия не формально исследовательская, а субъективная, авторская, и в то же время это книга структур, книга архетипов, книга в которой определяются новые законы. Законы, по которым мы сегодня существуем, которые подчиняются универсальным процессам, которые разрешают противоречия хаоса. Законы в которых диктуется состояние структур, где "бабочка Лоренца, взмахнув крылом в районе Бразилии, формирует новую гармонию на побережье Индокитая". И эта книга подобно "бабочке Лоренца" представляет собой творческий организм, в котором соединяются материки культуры во времени и пространстве, в нелинейном многоканальном контексте. Мой низкий поклон Михаилу Погарскому за создание этой книги.

Виталий Пацюков

теоретик искусства,

руководитель отдела экспериментальных программ ГЦСИ,

член-корреспондент РАХ


Книга художника приобретает все большее значение. Она неоднократно привлекала внимание специалистов, однако в различных публикациях, как правило, подготовленных художниками и искусствоведами, рассматривалась в искусствоведческом ключе.

В предлагаемой вниманию читателей монографии М.В. Погарского Книга художника рассматривается с позиций книговедения. Особое внимание автор уделяет терминологии и различию понятий «авторская книга» и «Книга художника» (Livre d'artiste), подчеркивает справедливость замечания художника Е. Гриневича, о том, что пространство книги и ее принципиальное устройство используется художниками для самовыражения. Рассмотренные автором структура Книги художника и сопредельные с ней жанры систематизированы в таблице, которая наглядно показывает соотношения и принципы их классификации по ряду признаков, например, по форме изготовления, форме подачи материала, по используемым технологиям, по особенностям материалов и др.

Несомненный интерес представляет анализ художественных форм и многообразие техник, применяемых художниками. Богатый иллюстративный ряд демонстрирует различные стороны мастерства художника.

История становления и развития Книги художника, влияние на нее художественных стилей и направлений, а также индивидуальных особенностей дарования художников и писателей приведены автором в сводной таблице «Книга художника: истоки влияния, параллели, пересечения».

Необходимо отметить, что Книга художника стала предметом коллекционирования и появляется в последнее время на прилавках магазинов новой и антикварной книги.

Подобную монографию ждали давно. Она является серьезным вкладом в развитие современного книговедения и искусствознания. Таких фундаментальных исследований ранее не было.

Доцент кафедры издательского дела

и книговедения МГУП им. Ивана Федорова. Н.Г. Каменская.

Валерий Корчагин. Феномен Книги Погарского

Когда вышло первое издание «Феномена Книги художника» Михаила Погарского, я в ряду других коллег не смог отказать себе в удовольствии покритиковать этот труд и самого автора за слишком смелую авторскую позицию, за вольное использование искусствоведческой терминологии и некоторые мелкие нестыковки и спорные утверждения. И тут же поплатился за свое неосторожное и весьма оценочное суждение, получив от партнеров по творчеству предложение написать нечто подобное или хотя бы сделать рецензию на уже существующий текст. Поняв, что загнал сам себя в угол, я «дал задний ход» и попытался отнестись к «Феномену» с большей объективностью – без снобизма и пристрастия.

Если научную ценность этой книги еще можно обсуждать, то актуальность и своевременность ее появления абсолютно неоспоримы. Автор попытался понять природу и некоторые особенности развития такого явления в искусстве как Книга художника. Ведь известно, что в России до сих пор не было серьезного научного исследования на эту тему, что породило отсутствие четких дефиниций, множество досадных разночтений в определении жанра, вырванность из глобального художественного контекста.

В своей книге Михаил Погарский подвел своеобразный итог, выявив и зафиксировав реперные точки этого феномена. Он протянул связующую нить внешних влияний и внутренних взаимопроникновений от библии Гутенберга и визионерских книг Блейка через эстетический маньеризм Livre d’artiste и авангардную «напружиненность» русских футуристов, к метафизической отстраненности и эскапизму советских нонконформистов и творческому экстремизму художников contemporary art.

Погарский, как настоящий подвижник, фанатично предан жанру, несколько даже переоценивая значимость Книги художника в мировом художественном контексте. Однако именно ему, как никому другому, всегда удавалось вовлечь в орбиту своих интересов людей совершенно разных творческих уровней и устремлений, осуществляя, таким образом, свою личную культурологическую миссию, продвигая и популяризируя книжную эстетику и все искусство в целом. Можно уверенно сказать, что «Феномен Книги художника» – это феномен самого Миши Погарского – профетиста-мыслителя, провокатора и поэта, математика и гуляки.

Валерий Корчагин, художник, искусствовед


Василий Власов. Феномен «Книга художника»

Книга Михаила Погарского – писателя, теоретика искусства, художника, организатора и куратора многочисленных проектов – рассматривает феномен «Книги художника» с разных точек. Переработанный автором материал по обозначенной теме огромен и аналогов данной работе в нашей культурной среде еще не было. «Книга художника», ее актуальность, современность, возможности постоянного обновления, уникальность, мобильность рассматриваются искусствоведами редко и до обидного поверхностно. М. Погарский обозначает область «Книги художника» прежде всего как самостоятельное направление в современном искусстве. Описанная им история возникновения движения «Книги художника» содержит теоретический анализ классической «Книги художника» и работ авторов новой волны. Для художника возможность соединения материала, формы, образа – опыт сам по себе занимательный и головоломный, элитарный и доступный одновременно. Когда опыт завершается успехом, то в нем реализуется значительное количество потребностей любого художника – быть тонким, глубоким, понятным, улавливать вибрации времени, перехватывать бесценные проявления видимых образов и размещать их в пространстве книги. Все то, что редко удается в ускользающей реальности… И каждый художник пытается собрать воедино разрозненные фрагменты мира и достичь желанной полноты в собственной Книге художника, где он и только он – главный и единственный создатель.

Михаил Погарский в своей работе дал оценку «Книге художника» как самостоятельному направлению в современном искусстве. Процессы в нем происходящие это - стремление художника свободно реализовывать и выражать свои творческие идеи. Художник находится в той жизни, время которой имеет свое личное лицо, в нем много смыслов, в нем много символов. «Феномен Книга художника» дает общее направление скрытым течениям эстетического характера.

Михаилу Погарскому удалось главное – запустить спутник под названием «Феномен книги художника». Эта научно-искусствоведческая работа открывает еще одну страницу в нашем пространстве культуры. «Книга художника», как движение, шагает из прошлого в будущее, в нем действуют строгие законы, но, как и в любом настоящем искусстве, нет ограничений.

Василий Власов, художник, куратор


Книга художника даёт возможность художнику мечтать и фантазировать бесконечно. Самое главное, чтобы полет фантазии художника не был искусственно ограничен формальными требованиями, чтобы он творил не оглядываясь на мнения, на внешние оценки. Должен быть только один орбитр – сам художник, а форма, в которую он облечет произведение придет в процессе работы. И Mail Art и Land Art, и ещё какие-то бесконечные варианты современного искусства, будут и будут множиться, но не это суть искусства.

Для создания полноценной Книги художника необходима свобода творческого мышления, острое видение и богатое ассоциативное мышление.

В отличии от Книги художника Livre d'artiste подразумевает не только свободу индивидуального творчества – она требует совершенного исполнения полиграфических задач и работы дизайнера . И если этого комплекса нет, то исчезает и этот жанр.

Хотелось бы выразить недоумение об отсутствии работ М. Кастальской, у которой есть замечательные Книги художника (целая библиотека из металла) и Олега Кудряшова. Эти первоклассные мастера могут значительно обогатить любую выставку.

В настоящее время, к сожалению, почти нет литературы о Книге художника.

Но в 2014 году вышла замечательная книжка М.Погарского «Феномен Книги художника», почти учебник. Это четко изложенная концепция жанра, но ее тираж всего 50 экземпляров. Возникшие на нашем Круглом столе разногласия по поводу терминологии, мне кажется, были бы сняты, если бы Участники ознакомились с этой книгой.


Из выступление К.В. Безменовой на круглом столе в Царицыно









   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.