Концепция
concept
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



                            Орфическая космогония

Книга художника родилась из синтеза литературы и визуального искусства. И роскошные произведения Livre d’artiste и вызывающие эксперименты русских футуристов начинались из соединения слова и образа. Однако в отличие от обычных иллюстрированных изданий Книга художника обладает эмерджентностью, то есть в ней возникают особые свойства не присущие составляющим её частям. И именно эта особая энергия диалога между вербальной и визуальной ипостасью, пожалуй и есть главное, что формирует Книгу художника, как яркий и неповторимый феномен. Сегодня Книга художника это многоуровневое художественное явление, вобравшее в себя множество жанров, однако, как и сто лет назад с литературой она имеет, наверное, наибольшее количество пересечений.

Литература и в особенности поэзия немыслимы без метафоры и без игры. Великий голландский философ Йохан Хейзинга в своём эссе Homo Ludens (человек играющий) писал: «Poiesis – функция игры. Она обретается в поле деятельности духа, в созданном для себя духом собственном мире, где вещи имеют иное, чем в «обычной жизни» лицо и связаны между собой иными, не логическими, связями. Если серьёзное понимать как то, что может быть до конца выражено на языке бодрствующей жизни, то поэзия никогда не станет совершенно серьёзной. Она стоит по ту сторону серьёзного – у первоистоков, к которым так близки дети, животные, дикари и ясновидцы, в царстве грёзы, восторга, опьянения и смеха! Чтобы понять поэзию, нужно обрести детскую душу и облачиться в неё как в волшебную рубашку, и мудрость ребёнка поставить выше интеллекта взрослого».

Книга художника осталась одной из немногих ниш в современном искусстве, в которой нет места агрессии и бездумному эпатажу, но нет места и салонному равнодушию и галерейной прагматичности. Переиначивая расхожую метафору, архитектура - застывшая музыка, можно сказать, что книга художника это не застывающая поэзия. Её просто невозможно представить застывшей. Родившись на свет, впитав тепло рук и души художника, книга продолжает кружиться по живой и искрящейся орбите новых прочтений.

В настоящем проекте мы предложили художникам построить метафорическую Солнечную систему литературы, наполнять которую должны наши любимые писатели и поэты. Роль солнца, разумеется, отведена Александру Пушкину. Далее по орбитам: Меркурий – Михаил Лермонтов, Венера – Николай Гоголь, Земля – современная литература, Марс – Владимир Маяковский, Юпитер – Андрей Платонов, Сатурн – Козьма Прутков, Уран – Даниил Хармс, Нептун – Велимир Хлебников, Плутон – Алексей Кручёных.

Писатели и поэты отбирались для этого проекта не по «табели о рангах», но исключительно по любви, которую они обрели среди тех, кто занимается Книгой художника. В своё время каждому из отобранных авторов был посвящён отдельный художественный проект. Построение соответствий между писателями и планетами, также не опиралось ни на хронологию, ни на признание, а лишь на метафорическое сходство и поэтическую аналогию.

Впервые в истории Книги художника метафора, как основополагающий стержень вошла не просто в отдельные книги, но стала краеугольным камнем самой структуры художественного проекта.

В библиотеку Орфической космогонии вошло почти 200 работ, сделанных в формате Книга художника.

Мы надеемся, что этот проект стал определённым обобщением многочисленных литературных выставок, связанных с Книгой художника и одним из самых ярких событий, которые проводятся в рамках года литературы.

Михаил Погарский

Солнце - А.С. Пушкин (1799-1837)

Впервые с Солнцем Пушкина сравнил В.Ф. Одоевский в некрологе «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду». «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Более говорить о сём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано». И с тех пор центральное место А.С. Пушкина в русской литературе остаётся неизменным.

Гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин уже давно стал предметом научного анализа и академических исследований. По его творчеству написано множество статей монографий, дипломов и диссертаций. И иногда за скучными учёными изысканиями пропадает живой, искромётный, азартный и весёлый человек, каким и был Пушкин.

Александр Сергеевич во многом был первопроходцем и вывел на столбовую дорогу русской литературы множество самых разных жанров. Среди них есть место и роману в стихах, и мистическим рассказам, и исторической повести и даже литературному анекдоту, весёлой «завиральщине», собранной или придуманной Пушкиным.

Table-talk (застольные разговоры) А.С. Пушкина это небольшое собрание коротких критических заметок, а также исторических и литературных анекдотов о Петре I, Потёмкине, Суворове, Тредиаковском, Баркове, а также о современниках Пушкина: Дедьвиге, Крылове, Давыдове и др. Из этой небольшой коллекции выросли впоследствии литературные выдумки Хармса, псевдоХармса, Довлатова и многих других. И, разумеется, сам Пушкин стал одним из многочисленных персонажей этой весёлой литературной игры.

Игровое начало неотъемлемая часть жанра Книга художника. И именно её территория, не стеснённая никакими рамками даёт художнику широкий простор для построения самых невообразимых игровых ходов. Бук-артисты давно и плодотворно работают с наследием Пушкина. К его стихам обращался в 1960-е годы, современник Фаворского Михаил Поляков, который делал небольшие рукописные книги, используя, для иллюстраций ксилографию, подкрашенную акварелью. В 1990-е Реваз Габриадзе и Андрей Битов издают игровую книгу «Трудолюбивый Пушкин». А в 2014 году Первая Балтийская биеннале Искусства книги (куратор И. Гринчель) была полностью посвящена Пушкину. И если футуристы в своём манифесте предлагали сбросить Пушкина с парохода современности. То современные художники, наоборот, выводят Пушкина из пыльных академических келий в бурное море новых прочтений!

Меркурий – М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов, младший современник Пушкина. По словам Герцена, душу поэта разбудил «пистолетный выстрел, убивший Пушкина». И сам Лермонтов, подобно своему кумиру уходит из жизни от выстрела на дуэли в возрасте 26 лет. Он прожил короткую, но очень насыщенную и плодотворную жизнь, и навсегда останется для своих читателей юным гением, полным молодой и горячей энергии.

Российская Книга художника, также ещё достаточно молодое и бурно развивающееся направление искусства. И хотя точной даты рождения у Книги художника не существует, но по некоторым оценкам ей в этом году исполняется 26 лет. (Можно отметить выставку голландских коллекционеров Сержа Стомелса и Альберта Леменса, прошедшую в Кёльне и Гамбурге, «25 лет Российской Книге художника. 1989-2013»).

Для Книги художника, как и для творчества Лермонтова, характерны: экспрессия, эксперимент, жажда нового, но также и переосмысление старого, философичность, вдумчивость и глубина.

Лермонтов был не только гениальным поэтом и писателем, но также и незаурядным художником. Его рукописи, с лёгкими парящими рисунками на полях, как и рукописи других великих писателей, могут считаться предтечей Книги художника, поскольку в них поэт соединял воедино визуальную и вербальную составляющие.

В 2014 году в Российской библиотеке искусств прошла выставка «И вечность ничто перед ним» (куратор А. Орлова), посвящённая 200-летию со дня рождения поэта. На этой выставке были представлены издания XIX века с произведениями Лермонтова, а также работы современных художников в формате Книга художника. Многие из этих работ представлены и в настоящем проекте.

Венера – Н.В. Гоголь (1809-1852)

Николая Васильевича Гоголя не случайно называют художником слова! Тексты его произведений необычайно красивы и поэтичны, а многие фрагменты можно просто рассматривать, как вкраплённые стихотворения в прозе. Из всех писателей, отобранных для проекта, он как никто другой метафорически корреспондирует с Венерой. Несмотря на довольно жёсткую сатиру, которая есть практически во всех его произведениях, они пронизаны глубокой лиричностью и любовью. И не случайно жанр «Мёртвых душ» сам автор определяет как поэма!

Разумеется, Гоголя в России издавали и переиздавали многократно и тиражи его произведений занимали и занимают лидирующее положение в книгоиздании. Однако в Книге художника к Гоголю, к сожалению, обращались не очень часто. Это в первую очередь объясняется тем, что в Книгах художника, как правило, используются достаточно короткие тексты и основной упор делается на визуальный ряд, в то время как у Гоголя даже самые небольшие рассказы занимают не менее 10 страниц, объём для Книги художника весьма и весьма значительный. Но, тем не менее, в 2009 по произведениям Гоголя был осуществлён проект «НГ» (кураторы М.Погарский, В.Федякин). Аббревиатура «НГ» расшифровывалась в этом проекте, как «Неизвестный Гоголь! Новый, неожиданный, неизданный, неслыханный, нескончаемый, неуловимо прекрасный Гоголь!» Выставка была показана в Государственном литературном музее и в Центральном доме художника. Некоторые экспонаты из этого проекта представлены и на настоящей выставке.

Земля – современная литература

Земля, единственная обитаемая в Солнечной системе планета и вполне естественно, что в метафоре проекта ей была отведена роль современной литературы. Обитателей литературной Земли отбирали сами художники, и хотя эта выборка получилась достаточно случайной, но она вполне может стать характерным срезом живой современной литературы, которая вызывает неподдельный интерес. В проект попали и корифеи литературного олимпа такие, как Иосиф Бродский, Генрих Сапгир, Юз Алешковский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Сергей Бирюков, так и молодые дарования – Артём Морс, Наталья Трейя и др. Свои собственные тексты представили Леонид Тишков, Алексей Парыгин, Алла Эмили, Эвелина Шац и Михаил Погарский.

К сожалению, сегодня нет такого симбиоза между поэзией и визуальным искусством, который можно было наблюдать в начале прошлого века в содружестве русских футуристов и мы очень надеемся, что настоящая выставка может послужить толчком к развитию более тесных связей между современной литературой и искусством.

Марс – В.В. Маяковский (1893-1930)

В том, что Маяковский соответствует в данной метафоре Марсу, наверное, нет и тени сомнений. Беспощадный литературный воитель, громивший своих оппонентов, как на многочисленных диспутах, так и в стихах, прокламациях и манифестах. Маяковский – одна из ключевых фигур русского футуризма, а книги футуристов были первой предтечей российской Книги художника. Недорогие, брутальные, эпатирующие публику футуристические издания подняли бунт против роскошной библиофильской эстетики. И одержали над ней решительную победу. Заслуга русских футуристов в первую очередь в том, что они превратили книгу в комплексное оружие для своих художественных высказываний!

В 2013 году, к 120-летию со дня рождения поэта, музеем им. В.В. Маяковского был инициирован проект «Маяковский-манифест» (куратор М. Карасик). В проекте приняли участие 13 художников из Москвы и С.-Петербурга. Результатом работы художников стал комплект книг, плакатов, комиксов, книжных объектов, помещённых в огромную, похожую на ящик коробку с надписями: «Бомбы, Гранаты, Стихи, Манифесты, Приказы» - то есть весь боевой арсенал Книги художника. Этот комплект полностью представлен на настоящей выставке и дополнен работами других художников.

Юпитер – А.П. Платонов (1899-1951)

Юпитер вдруг чёрным стал

и миру показался страшным

и в эту черную дыру

бесстрашно ступил Платонов

закрыл глаза и всё исчезло

лишь пятна беспокойные

блеснули в непроглядье

и закружились в черной пустоте

где зеркало возникло странно как во сне

так и не смог которого он вспомнить.

Но Котлован как черная дыра утопии:

антиутопия гротеск и тщетности

трагическое осознание. И не спасут

нас никакие знания. И до Юпитера

всё так же далеко.

Эвелина Шац, Милан, 2015

Метафорическая пара громовержца Юпитера и писателя Андрея Платонова имеет множество пересечений. Платонова всегда интересовала тема необузданного электричества. Одна из его первых литературных работ, так и называется «Электрификация». И, уже будучи зрелым мастером, он пишет блестящий рассказ «Родина электричества». А в одном из самых пронзительных его рассказов «В прекрасном и яростном мире» машиниста Мальцева ослепляет молния, полностью ломая судьбу героя. В 1981 году был открыт астероид 3620, названный в честь великого писателя Platonov. И с тех пор Платонов-3620 вращается в солнечной системе по своей орбите между Марсом и Юпитером.

Фигура гениального самобытного мастера всегда привлекала к себе художников.

В 2014 году библиотека им. А.П.Чехова организовала Московский студенческий конкурс искусств, посвящённый 115-летию со дня рождения Платонова и лучшие работы, принявшие участие в этом конкурсе, представлены на настоящей выставке.

Сатурн – К.П. Прутков (1803-1863)

Планета Сатурн обладает целым рядом уникальных качеств. Это единственная планета Солнечной системы, плотность которой меньше плотности воды. Т.е. в мировом океане Сатурну потонуть не суждено. Эта планета за счёт малой плотности и очень быстрого вращения (сатурнианский день равен 10 ч. 47 м.) очень сильно сплюснута и выглядит скорее как диск, чем шар. И, наконец, Сатурн обладает самыми красивыми кольцами, состоящими из камней, глыб льда и снежинок. Эти особенности планеты, безусловно, корреспондируют с подобранным к ней странным персонажем по имени Козьма Прутков. Так и представляется, как по космическому океану литературы важно вышагивает низенький приплюснутый непотопляемый директор пробирной палаты с павлиньим нимбом над головой.

Козьма Петрович Прутков – знаменитая литературная маска, под которой в середине XIX века выступали Алексей Константинович Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Сатирические стихи и юмористические афоризмы, да и сам образ Козьмы Пруткова высмеивали политическую благонамеренность и умственный застой, царившие в литературных кругах того времени. И как не удивительно, но знаменитые афоризмы «великого вольнодумца» не потеряли своей актуальности и сегодня. Многое, то что вчера казалось смешным, сегодня представляется светлым и лиричным, но большинство искромётных высказываний до сих пор остаётся весёлой игрой остроумия и интеллекта.

В 2013 году к 210-летию со дня рождения и 150-летию со дня смерти Козьмы Пруткова был организован художественный проект «АРТКОЗЬМА» (кураторы В. Власов, Д.Трубин), который был показан в Архангельске в родной губернии Козьмы Петровича, а в 2015 году в Библиотеке искусств в Москве. Большинство работ из этого проекта представлены и на этой выставке.

«Глядя на мир нельзя не удивляться!» - уверяет Козьма Прутков. И мы продолжаем по-детски удивляться нашему странному и миру и удивлять его игрой нашего воображения и творчества.

Уран – Д.И. Хармс (1905-1942)

Если бы удалось посмотреть на солнечную систему сверху со стороны северного полюса Солнца, то мы бы увидели, что все планеты вращаются примерно в одной плоскости, против часовой стрелки. Большинство планет вращается вокруг своей оси в ту же сторону, такое вращение называют прямым, и только две планеты Венера и Уран вращаются в другую сторону (по часовой стрелке), такое вращение называют обратным. Венере в нашей метафоре соответствует Гоголь, а Урану – Хармс. Два великих бунтаря, никогда не идущие в ногу со всеми. Как известно Хармс считал Гоголя самым великим писателем. Это очень характерно отражено в анекдоте, который приписывается Хармсу: "Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нём не знает. Пушкин великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I, и II, и III - просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь. А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе. Хотя Гоголь так велик, что о нём и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду всё-таки писать о Пушкине. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу".

Хармс, пожалуй, самый любимый и почитаемый среди бук-артистов писатель. Михаил Карасик с 1995 по 2005 год проводит пять Хармс-фестивалей, кроме этого он учреждает авторское издательство «Хармс-Издат» и организует выставки, посвящённые Хармсу в музее Анны Ахматовой, в зале искусств Франкфуртской книжной ярмарки, в Русском музее и в музее истории С.-Петербурга. Художник Сергей Якунин создаёт удивительный Хармс-кабинет, наполненный множеством интерактивных объектов, который участвует в многочисленных выставках Москвы и С.Петербурга. К наследию Хармса обращались такие художники как А.Стройло, П.Перевезенцев, Ю. Штапаков, В. Ситников, В. Ремишевский, В.Власов и многие другие. Для настоящего проекта сделано несколько новых работ с текстами Хармса, которые на этой выставке показываются впервые.

Нептун – В.В. Хлебников (1985-1922)

Нептун – планета самых сильных ветров в Солнечной системе. Космический корабль «Вояджер-2» зафиксировал скорость ветра на Нептуне, превышающую 1000 км/ч. Для неутомимого странника, поэта и орнитолога Велимира Хлебникова сильный ветер подходит как нельзя более кстати. «Ветер – пение/ Кого и о чём?/ Нетерпение/ Меча быть мячом…» - пишет Хлебников. Он и сам подобно яркой комете летел в заоблачную тишь «одетый облаком и наг/ цветами отмечая шаг».

Нептун, как и другие планеты гиганты, имеет вокруг себя систему колец. На самом ярком кольце Нептуна выделяют три дуги, названные Свобода, Равенство и Братство. И кому, как не Первому председателю Земного шара Велимиру Хлебникову подходит ореол из этих трёх ярких дуг?

К произведениям Хлебникова художники обращались неоднократно. Уже при жизни он работал в тандеме с такими художниками как: Малевич, Митурич, Филонов, Ларионов, Гончарова, Бурлюк и др. Книги, созданные им в содружестве с другими футуристами, составляют «золотой фонд» российской Книги художника. Интерес к великому поэту не ослаб с течением времени и многие современные бук-артисты продолжают работать с его наследием. В 2006 году был проведён совместный Российско-Французский проект «2/3», посвящённый Хлебникову (кураторы: А.Суздалев, Е.Стрелков), который был показан в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Туле, Красноярске, Перми, Нижнем Новгороде и Саратове. Несколько работ из этого проекта вошли в Орфическую космогонию.

Плутон – А.И. Кручёных (1886-1968)

В метафоре о соответствии планет выбранным поэтам Алексей Кручёных, безусловно – Плутон. Уже сам астрологический знак Плутона явно корреспондирует с фамилией Кручёных. Есть и много других соответствий. Алексей Кручёных родился в 1886 году, а спустя 20 лет в 1906 году Персиваль Лоуэлл инициирует активные поиски 9-й планеты, существование которой предсказал в 1840-е годы Урбен Леверье. Период астрономической работы по поискам Плутона, практически совпадает с периодом наиболее активной деятельности Алексея Кручёных на ниве российского футуризма. Открытие Плутона состоялось 18 февраля 1930 года (за 3 дня до дня рождения Кручёных). И именно в этом году выходит последний сборник Кручёных «Ирониада», тиражом 150 экземпляров, отпечатанный на гектографе. После этого Кручёных выпускал лишь машинописные сборники, тиражом 4-5 экземпляров, которые были востребованы лишь самым узким кругом близких к поэту людей. Всего А. Кручёных выпустил 236 сборников, что почти равно атомному весу Плутония, названного так в честь планеты Плутон. Любопытно и то, что орбиты Нептуна, которому в настоящей метафоре соответствует Хлебников и Плутона пересекаются. Стоит ли здесь говорить о пересечениях и совместной работе Хлебникова и Кручёных!? Плутон в качестве полноценной планеты просуществовал 76 лет (с 2006 года его перевели в разряд карликовых планет). Кручёных пережил своего побратима на 6 лет и скончался в возрасте 82 лет. Среди собранных в Орфической космогонии писателей и поэтов он прожил наиболее долгую жизнь, все остальные ушли из жизни очень рано: Лермонтов – 26, Хлебников и Хармс – 36, Пушкин и Маяковский – 37, Гоголь – 42, Платонов – 51.

Среди всех футуристов, издания которых мы считаем предтечей Книги художника, Алексей Кручёных, пожалуй, наиболее последовательно и многогранно экспериментировал с книжной формой. В его богатейшем наследии есть рукописные издания, оттиражированные под копирку, книги с использованием литографии, гравюры, стеклографии, резиновых штампов, наклеек. Именно он был инициатором и издателем большинства футуристических изданий. Вместе с Кручёных работали: Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Михаил Ларионов, Илья Зданевич и многие другие художники и поэты. Интерес к его творчеству не прекращается и сегодня. В 2011 году по инициативе музея им. В.В. Маяковского был организован проект «Кружатся новые книги…», посвящённый 125-летию со дня рождения Кручёных (куратор – М.Погарский). Многие книги из этого проекта вошли в экспозицию Орфической космогонии.




   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.