Александра Орлова
Коллективный юмор: 4=1
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Словарь иностранных слов

русского языка даёт термину

“мистификация” определение

“обман ради шутки”...

Коллективный юмор: 4=1

Мистификации всегда привлекали внимание творческих людей. Художники, являющие зрителю в своих работах скрытые смыслы более всего интересны для изучения.

Со 2 по 21 февраля этого года в Российской государственной библиотеке искусств (РГБИ) проходила, приуроченная к Году литературы в Российской Федерации, выставка “АртКозьма”, представившая широкий круг произведений в жанре Книга художника, скрывающих в себе метафорические высказывания на заданную тему.

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в городе Сольвычегодске. Всю свою жизнь он “держал людей в заблуждении забавы ради” силами братьев Жемчужниковых и А. Толстого. За почти 60 лет жизни Козьма смог стать великим поэтом. Его афоризмы по сей день используются в разговорах. При этом говорящий не всегда знает, что цитирует именно Пруткова, так как творчество пиита имеет глубокие народные корни.

Создатели Пруткова отлично понимали, что их сочинения внесут резонанс в литературную жизнь конца XIX столетия и будут замечены современниками. В итоге успех проекта оказался настолько громким, что его слава дошла и до наших дней. Творчество вымышленного писателя стало наиболее популярно среди художников книги.

Выставочный проект “АртКозьма” изначально был создан художниками Василием Власовым и Дмитрием Трубиным, чтобы почтить 150-летнюю годовщину смерти «писателя». 2015 год стал Годом литературы в РФ. Выставка претерпела изменения в составе кураторов (В. Власов, А. Орлова, М. Погарский), участников и переместилась с архангельской площадки на московскую. Все вышеперечисленные манипуляции позволили проекту получить статус передвижного, а также продемонстрировать многообразие творческих высказываний на тему “Козьма Прутков”.

Экспозиция начинается с работы московского художника Валерия Корчагина “Житие Козьмы” (дерево, акрил, коллаж. 2015), созданной специально для выставки в библиотеке. Книга-объект – рефлексия на житийную икону. В среднике представлена стилизация парсуны, а в клеймах заключена эстетика комиксов и лубка (вида графики, отличающейся простотой и доступностью образов).

Художник представляет зрителю жизненный путь «бытового пророка», тот миф, который преподнесли широкой публике братья Жемчужниковы и А. Толстой.
Благодаря тому, что дерево стало основным материалом работы, «Житие» получило монументальное звучание. Уже издали оно привлекает зрителя своей строгостью и тяжеловесностью, а при ближайшем рассмотрении является юмористическим рассказом о жизни никогда не существовавшего писателя.

Продолжает экспозицию "Книга напрутствий" Василия Власова (дерево, бумага, проволока, цифровая печать. 2012). Интерактивный объект нацелен на прямой контакт со зрителем. Он не просто знакомит его с афоризмами Пруткова, а предсказывает будущее в юмористической форме. Работа Власова является, своего рода, аналогом популярных в соцсетях "Арткрыток", которые в саркастической форме дают читающему "ценные" жизненные советы и напутствия, способные пригодиться в быту.

Если речь зашла о быте, то серия объектов "Портрет" (подушки, литографская печать, нитки. 2012) Натальи Синёвой показывает как афоризмы Пруткова могут трансформироваться в неотъемлемый предмет домашнего обихода – подушку.

Использование в работе литографской печати позволило продемонстрировать, как печатная графика может быть использована для создания утилитарных предметов, которые впоследствии (если художник следует концепции Марселя Дюшана) могут приобрести статус произведения искусства. В данном случае экспозиционное пространство трансформирует подушки в книгу-объект. При этом объект, также как и власовская книга, нацелен на прямой контакт со зрителем. Но в отличие от "Книги напрутствий" "Портрет" может мимикрировать под определённую среду, что делает работу многогранной в экспозиционном, художественном и бытовом смыслах.

Бытовую тематику разбавляет панно Андрея Кортовича “Портрет Козьмы Пруткова” (ручная вышивка, акриловая пряжа. 2013). Кортович также как и Корчагин рефлексирует на иконописную традицию. В стилизованной шпалере художник использует искажённую перспективу и иконописный канон, представляя четырёх евангелистов и Христа (в данном случае это Прутков и его создатели). В центре композиции художник использует красный цвет. Благодаря яркому тональному колориту, звучание вышивки получает весомость и появляется иллюзия объёма в плоскостном изображении.

Совершенно под иным углом рассматривает коллективное творчество Жемчужниковых М. Погарский. Его работа «Михаил Погарский – Козьме Пруткову. Новые афоризмы житейской мудрости» (дерево, мешковина, трансферная печать. 2013) является не чем иным, как прямым диалогом художника с почившим писателем. Объект — доказательство того, что время является помощником, а не помехой в рамках жанра.

Важно заметить, что работы, представленные на выставке, отражают концепцию Казимира Малевича, когда слово становится проводником в умозрительную реальность, при этом оно не заменяет изображение, а идёт с ним на контакт, создавая синтез изобразительного и литературного. Примером может стать объект Сергея Смирнова «Сундучок афоризмов Козьмы Пруткова» (короб, бумага, цифровая печать. 2012), но при этом есть работы, где изображение полностью заменяет слово, не теряя литературности.

“Письменный набор Козьмы Пруткова” (бумага, печать, керамика, дерево, металл, свечи, перья. 2014) Веры Коротаевой – фантазия на тему “как выглядел кабинет господина Пруткова”. В объекте художница использует систему противовесов, что делает работу интересной не только в эстетическом, но и техническом плане.

Не стоит думать, что на выставке фигурируют только объекты и схожие с ними работы. Примером классической книжной иллюстрации стали офорты в технике акватинта (1978) Бориса Тржемецкого к “Военным афоризмам”. Небольшие по формату работы талантливо иллюстрируют высказывания Пруткова, а также демонстрируют мастерство художника в рамках представленной техники.

Проект «АртКозьма» — дань литературному наследию в новом художественном прочтении. Разнообразие сюжетов и техник, представленных в экспозиции, является доказательством тому, что творчество Козьмы Пруткова вызывает живой интерес у современных художников.

А. Орлова



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.