Рукописи не горят
Михаил Погарский
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Михаил Погарский, Гюнель Юран. Слова и Свитки. 2004

Я и Гюнель Юран также отдали дань рукописному тексту, сделав небольшой квазияпонский проект «Слова и свитки». В экспозицию входило 16 свитков для которых я сочинил хайку, а Гюнель написала их, сопроводив иллюстрациями в японском стиле.

            Таким образом, рукописная книга сумела выжить в «галактике Гуттенберга», и более того, она начинает играть всё более и более значимую роль в эпоху электронных изданий. «Прогностические исследования показывают, что с развитием высоких технологий в информатике новая книга вытесняется более ёмкими, удобными и дешёвыми носителями и технологиями, – пишет Сергей Шутов. - В свою очередь, виртуализация информации позволяет считать рукопись последним звеном, связующим нас с реальностью. И мы надеемся, что в ближайшем будущем нас ждёт несомненный апокастасис рукописной книги»4 .

 

  1. Э. Кузнецов, Футуристы и книжное искусство //
    (Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н.И. Харджиева), 2000
  2. А.Н. Лаврентьев. Варвара Степанова // Издательский проект фонда «Русский авангард», 2009.
  3. Аграрых В. О выставленных графиках: Комментарий к работам // Каталог 10-й Государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». – М., 1919 ( Цит. По [2])
  4. Сергей Шутов. К апокастасису рукописной книги // Каталог выставки «Авангард и традиция: книги русских художников 20 века», 1993

Людмила Тарасова. Откровение. (стихи). 2009

Ирина Дмитренко. – Михаил Зощенко. Кошка и люди

Но наиболее последовательно традицию рукописности продолжает Творческое объединение «Авторская рукописная книга», возглавляемое Светланой Никольской. В объединение входит 14 художников, которые выпускают книги самой разной тематики, от  современной поэзии и прозы разных народов мира  до средневековой литературы.

Игорь Макаревич. Голова Буратино. 2002

Сергей Шутов. Книга сущего мира. 1992

Рукопись использовали в своих работах многие из тех, кто занимается сегодня книгой художника: Резо Габриадзе, Сергей Шутов, Константин Звездочётов, Никита Алексеев, Игорь Макаревич, Пётр Переверзенцев, Виктор Лукин и многие другие,
Михаил Поляков. – Франсуа Вийон. Баллада добрых советов ведущим дурную жизнь. 1968

Во-второй половине ХХ века наиболее значительный вклад в создание рукописных книг внёс художник Михаил Поляков (1903-78). В шестидесятые-семидесятые годы он выпустил 28 книг на стихотворения Франсуа Вийона, Пушкина, Ахматовой и др. Его небольшие (иногда всего из 8 страниц), но безупречно исполненные книги написаны от руки, а иллюстрации сделаны ксилографией и подкрашены акварелью.

Варвара Степанова. Зигра ар. Беспредметные стихи. 1918

Варвара Степанова, выпустив несколько книг «беспредметных стихов», по сути, стала основателем нового жанра искусства, который сейчас называют стихо-картины. «Новизна метода Степановой заключалась в том, - пишет А. Лаврентьев, что она стремилась соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания»2 . В комментариях к своим работам Степанова пишет: «Новое движение беспредметного стиха как звука и буквы связываю с живописным восприятием, которое вливает новое живое зрительное впечатление в звук стиха. Разрывая через живописную графику мёртвую монотонность слитых печатных букв, иду к новому виду творчества»3 .
Варвара Степанова. Ртны хомле. Беспредметные стихи. 1918

Павел Филонов. - Велимир Хлебников. Перуну из книг «Деревянные

Ольга Розанова. – Алексей Кручёных. Взорваль. 1913

Рукописная книга, которую они называли «самописьмом», поднималась футуристами на щит. Чаще книги всё же печатали, стилизуя их под рукопись. Однако создавались и полностью рукотворные книги, выполненные такими великими художниками, как Каземир Малевич, Павел Филонов, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Варвара Степанова.
Михаил Ларионов. – Алексей Кручёных. Полуживой. 1913

Но самыми последовательными в работе с рукописной книгой были родоначальники российской книги художника русские футуристы. Бунт футуризма против «цивилизованной» книги был направлен по всем её составляющим: отрицалось постоянство формата и ширины набора, горизонтальность строки, однородность материала. «Отрицается способность книги существовать в тираже — значительном количестве практически идентичных экземпляров. Ручная раскраска иллюстраций делает каждый экземпляр уникальным. Ту же роль играют наклейки, сделанные вручную и с использованием бумаги разного цвета и фактуры: Печать на гектографе дает лишь формальное подобие тиража, потому что оттиски получаются разной насыщенности и ровности. То же происходит при использовании резиновых штемпелей, да еще варьируется расположение отдельных строк. Перепечатка в нескольких экземплярах на пишущей машинке (как и переписка от руки под копирку) даёт варианты, отличающиеся чёткостью. Наконец, идеалом желанной уникальности оказывается книжка, полностью переписанная и разрисованная от руки в одном или нескольких экземплярах»1- пишет Эраст Кузнецов.

Если же говорить

 об авторской рукописной книге, то её истоки уходят к рукописям писателей, ведь чуть ли не каждую из них можно считать художественным артефактом. И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский сопровождали свои рукописи рисунками на полях, а чего стоят заметки Василия Розанова, которые он оставлял на салфетках, папиросных коробках, пляжных тапках, фантиках от конфет, конвертах и открытках. Если переплести эту пёструю коллекцию и придать ей форму кодекса, то получится превосходная авторская книга. А писатель Алексей Ремизов делает уже осознанно рукописные авторские альбомы со своими рисунками.

Альбомная культура

 просуществовала в России более полутораста лет и достигла своего зенита, а вместе с ним и финала в знаменитом альбоме К.И. Чуковского – Чукоккале. В 1914 году на даче под Петербургом в местечке Куоккола Корней Иванович Чуковский завёл тетрадь для автографов, дав ей шуточное название «Чукоккала». И эта шутка растянулась более чем на пятьдесят лет, став не просто домашним альбомом, но своего рода памятником времени, глубоким срезом истории и культуры России в один из самых непростых периодов её развития. Чукоккала захватила две мировые войны, революцию, гражданскую войну, сталинский террор и хрущёвскую оттепель. В этом альбоме Илья Репин выводил окурком безупречные рисунки! В нём рисовали и Юрий Анненков, и Александр Бенуа, и Мстислав Добужинский, и Кузьма Петров-Водкин. Тут можно найти записи Оскара Уайльда, Конан Дойля, Герберта Уэллса, шаржи Маяковского, стихи Блока, Пастернака, Ахматовой и многих других поэтов, по сути, в альманахе оставили свой след все наиболее известные российские писатели первой половины XX века. Такого количества выдающихся авторов, ставших классиками, пожалуй, нет ни в одном журнале мира, и Чуккокалу давно уже пора занести в книгу рекордов Гиннеса. Чуковский выступил в этом монументальном альбоме, как талантливый режиссёр и гениальный провокатор, втянувший в свою весёлую игру всю российскую литературу, вместе писателями, иллюстраторами и читателями.

Традиция рукописной книги,

 безусловно, существовала и в светской жизни. И здесь можно говорить о целом слое альбомной культуры, бытовавшем  в России. Мода на рукописные альбомы пришла в Россию из Франции и Германии в середине XVIII века и достигла своего апогея в начале XIX-го. В то время альбомы были практически в каждом дворянском доме, причём на одну семью их приходилось, как правило, сразу несколько.

Свои альбомы заполняли и дети, и барышни, и молодые кавалеры, и преклонные дамы. Альбомы лежали на гостиных столиках, их брали на светские рауты и балы и, разумеется, в путешествия. Каждый альбом был маленьким произведением искусства и отражал вкусы своего хозяина. Обложка могла быть из кожи с золотым тиснением или из алого сафьяна с позолоченными латунными замочками и уголками, в блок вставлялись листы разноцветной бумаги – розовой, жёлтой, зелёной. Все стремились подать своё детище в самом респектабельном виде. Каждый воспитанный молодой человек должен был уметь написать в альбом небольшой экспромт, нарисовать пейзаж или портрет. В альбомах того времени сохранились рисунки таких выдающихся живописцев, как  Брюллов,  Кипренский,  Корнеев,  Кольман. В альбомы писали и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Языков, да практически все известные поэты и писатели того времени.

В моей коллекции есть один сборник апокалипсических текстов

 созданный в это время. При безупречном переплёте с деревянными крышками, обтянутыми кожей и безукоризненной каллиграфии рисунки в нём сделаны явно непрофессиональным художником. На всех страницах сохранилась вспомогательная сетка из квадратов, по которым иллюстратор перерисовывал рисунки. Служебные линии намеренно не стирались, скорее всего, из опасения повредить краски и бумагу, а возможно для того, чтобы подчеркнуть, что это перерисовка и соответственно сохранены все древние каноны. Однако несмотря на непрофессиональность, а, возможно, благодаря ей, от всех иллюстраций исходит удивительной силы детский восторг перед чудом и чудовищный страх перед злом. Любопытно в этой книге и оформление текстовых страниц: каждая глава начинается со штампа с орнаментом, что говорит о несомненном стремлении сохранить традиции, существовавшие в  XVII-XVIII веке; а в конце главы текст вписывается в треугольник, и если позволяет место заканчивается треугольным штампом, что, несомненно, лишний раз должно напоминать нам о троице. (посмотреть 14 разворотов)
Михаил Погарский. Рукописи не горят

                                   Что написано пером, не вырубишь топором.

                                                                                                          (пословица)

 

История рукописной книги, это не только история книги художника, но и просто история книги. Но в данной статье нас интересует исторический этап, в котором рукописные книги подобно ярким кометам пронизывали галактику Гуттенберга.

            В России нить рукописной традиции практически не прерывалась. И это связано в первую очередь с церковным расколом 1653 года. К этому времени исполнилось уже столетие российского книгопечатания, и Московский печатный двор работал на полную мощность. Однако, печатные издания, разумеется, были подвержены, как церковной, так и государственной цензуре, и рукописные книги стали рупорами оппозиции. В то время книги были настоящими святынями, и отношение к ним было не менее почтительным, чем к иконам. Выход каждой новой книги был заметным общественным событием. Но, тем не менее, книги в отличие от икон переписывали и оформляли не только профессиональные писцы и художники, но и простые прихожане. И эта традиция сохранилась вплоть до ХХ века. На рукописные шедевры, сделанные искусными мастерами можно полюбоваться во многих музеях и найти про них довольно много материала, а вот о непрофессиональных книгах, играющих по сути своей роль самиздата, существовавшего в советское время, практически нет никакой информации.

            Особенно интересным мне представляется так называемый «золотой век» российского старообрядческого движения (1906-1918), за время которого было создано огромное количество рукописных книг. Именно в это время выходили роскошнейшие книги, оформленные художниками «Мир искусства», провозвестниками библиофильской книги и именно в это время делали свои книги русские футуристы, положившие начало российской книге художника.

            За этот период было издано очень много старообрядческих книг, причём большинство из них были сделаны непрофессионалами или полупрофессионалами. Единственный крупный издательский центр старообрядцев находился в городе Гуслицы (на границе Московской и Владимирской губерний). В нём  занимались перепиской и оформлением певческих рукописей. Промысел этот зародился в Гуслицах  еще в конце XVII в., а ко второй половине XIX в. гуслицкие рукописи славились своей красотой по всей России. Кроме Гуслиц существовало ещё несколько рукописных мастерских, в которых местные мастера по мере своих сил старались сохранить стилистику древних кодексов. Среди подобных изданий встречаются потрясающие по своей энергетике рукописные книги, сделанные с огромной любовью и священным трепетом, при этом далеко непрофессиональными художниками.


   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.