Январь
January
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



Январь

Январь, месяц двуликого Януса – бога входов и выходов.

            Январь это вход в Новый год, в новую жизнь! В неизвестность со знаком плюс-минус. В неизведанность… Январь играл и играет в моей жизни роль особенную. Дело в том, что именно в этом месяце я пишу одну длинную повесть. Повесть о Январе. Герой этого нескончаемого повествования – некая странная демоническая двуединая сущность, обладающая признаками месяца и человека. Кто он этот странный персонаж, живущий в заснеженном логове, в старом заброшенном доме? Подающий и разрушающий  надежды, ведущий нетрезвые буранные разговоры? Кто он, этот человек и месяц? Литературный фантазм или внеземной проводник? Метельная иллюзия или иллюзорная метель?

Я, автор, не знаю этого. Он отнюдь не выдуман мною. Январь не зависит от меня. Он, может быть, и не совсем материален, но он реален. Сложнейшая снежно-литературная субстанция, идущая своим путём и живущая своей жизнью. Я только лишь собеседник при нём или, скорее, слушатель. Наблюдатель... Он пришёл ко мне в образе человека, он был моим другом, моим ежемесячным спутником, тенью моего Альтер эго, отражением зимних моих стихов, отзвуком литературной непогоды. Но он ушёл от меня. Не покинул нет, но и ушёл... Стал уже не только героем, уже и месяцем. Я и раньше видел в нём что-то другое. Эта его манера говорить-снежить... Заметать следы и разбрасывать меты… Он возвращался, но не повторялся. Мы-то сами ведь очень часто об одном и том же любим поговорить: сначала себе что-то такое важное раскажем, потом жене, друзьям, знакомым, а там, глядишь, и статью в журнал, а потом и на энциклопедию замахнёмся, чтобы уж и совсем незнакомых к нашим великим идеям приобщить. Ян не повторялся. Поэтому был молчалив. Но уж если говорил...

Это нечто январское в нём: долгие ночи молчания и солнечная погода внутри. Он - порождение Неба. Но Небо в пределе уходит в Землю. И он ходил по земле. И не спешил к горизонту, потому что жил в нём. Точка, где восходило Солнце, и точкой заката был он. Точка от Земли до Неба.

Январь - это снег. Но Снег, сжигающий себя дотла. Январь - это метель, уносящая в мир Неба. Это Мороз, тормозящий реки. Это начало, сменяющее конец. Хрупкий мостик из прошлого в будущее. Над-Надежда. Сверх-сверка. Архи-архив…

Уже не месяц, но и не человек, уже не персонаж, но ещё и не демон...

Как здорово встречать вместе с ним Новый Год где-нибудь в горах, или в глухом заснеженном (см. снег) лесу (см.) в уютном домике (см. дом), сидя у камина, потягивать горячий глинтвейн и слушать, как потрескивают смолистые полешки. Или ворваться в него на всей скорости, какую способен развить твой сноуборд. Сноуборд твоего вдохновения.

Чувствовать уколы морозных стихов-снежинок, оседающих на разгоряченном лице, слышать негасимую песню ветра (см), ждать неожиданных встреч и откровений.

Как хорошо обнять его за плечи и окунуться с головой в рождественскую поэму цвета шампанского и ловить пересохшими губами эти всплывающие пузырьки-строчки. Хмельные строчки завьюженных поисков и надежд, входов и выходов, предлогов и окончаний, смыслов и вымыслов…

 

Юг

 

Всего-навсего пара букв – Юг.

            В наших средних широтах Юг ассоциируется с теплом, морем и солнцем. В моём детстве слова «поехать на Юг» были чем-то волшебным, недостижимым и удивительно приятным. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что на крайнем Юге лежит ледяная пустыня, и что именно там находится полюс холода нашей Земли! Мне как Станиславскому захотелось прокричать НЕ ВЕРЮ! Быть не может, как же так, ведь Юг… Вот, наверное, именно тогда я впервые столкнулся с относительностью различных понятий.

            И ведь всего-то две буквы – Юг.

 

Этика

 

Увы, универсального этического принципа до сих пор не изобретено. Каждый из них в чём-нибудь да хромает. Ну, например, категорический императив Канта: «Никогда не делай другому, того, что не хотел бы, чтобы делали тебе.» Этот принцип предполагает какое-то странное равенство я, например, совсем не хочу, чтобы со мной делали, то, что делают с женщиной в постели, однако это не значит, что с женщиной этого делать не нужно! И т.д. и т.п. И «10 заповедей» и «Моральный кодекс строителя коммунизма» и прочие этические установки при определённых условиях можно и нужно нарушать. Поэтому в этике, наверное, существует один непререкаемый принцип: «Поступай по совести (см).» Хотя совесть это категория страшной загадочности!

 

Эпохе

 

Эпохе - понятие античной философии, которое, согласно Сексту Эмпирику, определяется следующим образом; «Эпохе — есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем». Это понятие связано с отсутствием абсолютной достоверности человеческого познания и может служить путём к душевной уравновешенности и покою. В феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938) эпохе выступает средством, помогающим исключить из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к «чистому знанию». Теоретическая установка Гуссерля основывается «на волевом эпохе по отношению ко всей естественной, в том числе и высокого уровня, практике». Предмет или положение выключаются из обычных эмпирических связей («заключаются в скобки»). Воздерживаясь от всех суждений о пространственно-временном мире, мы вводим предмет как эйдос, сущность в сферу «чистого разума», и нашему сознанию открывается сокровенный смысл предмета.

Вот так и эта энциклопедия пытается взять в поэтические скобки самые разные предметы и явления, взять, так чтобы из феноменологического «эпохе» вдруг вырвалась стихотворящая эпоха.

 

Эстетика

           

Мировое сообщество, на мой взгляд, сильно недооценивает значение эстетики. Эстетическая составляющая крупных проектов, конечно, учитывается, но стоит, как правило, где-то на самом последнем месте. В осмыслении истории (см) эстетике также отводится какая-то необязательная роль. Однако если просто проехаться по старым городам, таким как Нижний Новгород, Муром, Ярославль, Кострома, Казань, Чебоксары, то в первую очередь Вы обратите внимание на удивительную красоту окружающего ландшафта, на дивные виды, открывающиеся с холмов на которых стоят города. И совершенно очевидно, что древние поселенцы выбирали себе места обитания, руководствуясь исключительно чувством прекрасного. Другое дело, что потом какие-то города разрослись и превратились в исторические центры, благодаря удачному расположению относительно торгово-транспортных путей. Но это было потом.

Кажется, что на сегодняшний день самая эстетская страна – Япония, жители которой постоянно апеллируют к прекрасному: они поголовно идут любоваться первым снегом (см), цветением сакуры, восходом луны (см)… Они не представляют себе неэстетически выглядящей пищи, типа нашей столовской каши размазни. По осени они и морковку в суп нарежут в форме кленовых листочков, ну а уж их суши так это просто апогей кулинарного изящества.

 

Энергия слова

 

Физическую энергию слова можно определить формулой Е =k I с2, где I — интонация (см) слова, с — сокровенный внутренний смысл, k — коэффициент устности и контекста. Разумеется, основной составляющей энергии слова является мощность смысла, чем мощнее (мощность смысла равна напряжённости, умноженной на важность) смысл, тем выше энергия слова, однако нельзя сбрасывать со счетов и интонацию, и устность, и контекст. В некоторых случаях интонация или контекст могут полностью разрушить энергетику слова, равно тому и возвысить слабые, в собственном смысле слова, слова.

 

Эмпатия

 

Эмпатия (от греческого “pathos” – страдание) – это способность почувствовать, то, что чувствуют другие. Умение сопереживать, делить чужие горести и радости. Это удивительно, но боль другого прекрасно чувствуют многие растения! Был проведён эксперимент, когда к коре дерева (см) прикладывали электроды гальванометра, а прислонившемуся к дереву человеку причиняли боль (например, делали укол в палец), и стрелка гальванометра тут же реагировала на эту боль! Почти все цветоводы знают, что для того чтобы цветы хорошо росли с ними нужно разговаривать, гладить их листья, прикасаться к ним! Я сам неоднократно наблюдал, как, казалось бы, увядающий комнатный цветок вдруг неожиданным образом оживал, стоило проявить к нему живое человеческое участие! Среди животных боль и недуг прекрасно чувствуют кошки, которые безо всяких дополнительных просьб ложатся на больное место и каким-то непонятным нам способом вытягивают из нас дурную энергию. Кошкотерапия занимает своё немаловажное место в нетрадиционной медицине.

 

Эго

 

Эго на латыни – Я (см).

            Латиняне (или кто они там: латуны? Латыши?  Латинцы? Латиничи?) были шибко странные и углублённые люди и теперь нам без их «эго» уже не обойтись. Попробуйте заменить слова: эгоизм, эгоцентризм, эготизм на ятизм, яцентризм, яизм и получите какое-то порнографическое непотребство. Для нас эго практически уже никогда  не эго, а альтер эго (другое Я). И почти всегда, когда мы думаем о собственном эгоизме или эгоцентризме, мы подозреваем в себе какое-то второе я, которое и предпочитает заботиться о тебе любимом, и тебя любимого в центр мира ставит. А твоё первое истинное Я, оно всегда неприкасаемо, чисто и непорочно и уж чуть ли не свято!

            Но не следует забывать, что Я на латыни – Эго.

 

Ы

 

Ы – буква или звук? Ещё одна загадка письменной речи (см. письменная речь) Если буква, то женского рода, если звук, то мужского. А если просто «Ы», то, наверное, среднего. С «ы» практически не начинается ни одно слово в русском языке. Разве что некоторые перекочевавшие из тюркских или якутских, ненецких, индейских языков названия. Ыр – так называются песни у многих тюркских народов, которые исполняют сказители – ырчи. А в Якутии есть река Ыгыатта, впадающая в Вилюй. А ещё был легендарный полководец Ыльчи Мундок из далёкого государства Когурё который в 612 году одержал победу над китайскими захватчиками!

            Так что «ы» стоит либо в середине слов, либо в конце, в этом случае как правило во множественном числе.

            Кстати в русском языке существует тенденция замены безударной «Ы» на «А» - ударную. И если в недалёком прошлом говорили не «дома’», а «до’мы», не «леса», а «лесы», не «сердца», а «сердцы», то сейчас день за днём «профессора» вытесняют «профессоры»,  «конструктора» - «конструкторы», «шофера» - «шофёры» и т.п. Это происходит в первую очередь в устной речи и в профессиональной среде, поскольку при «а» ударной, слово звучит более внятно и его уже не так легко перепутать с числом единственным, что иногда может быть довольно важным!

 

Щекотка

 

Щекотка – явление загадочное непонятное и до сих пор непонятое. Щекотка волновала умы мыслителей с самых древних времён и ещё у Аристотеля мы можем найти многомудрые рассуждения по этому поводу. Согласно, греческому философу щекотка это своего рода реакция на опасность, а смех, сопровождающий её, это отбой тревоги, рефлекс радости по поводу того, что сигнал опасности оказался ложным. И как раз поэтому человек не может пощекотать себя сам, поскольку согласно Аристотелю всё что исходит от нас самих не представляет для нас опасности и наш организм это просто-напросто игнорирует. (тезис безусловно очень спорный, и опыт человеческой цивилизации показал, что сегодня максимальный вред  своему организму приносится именно самим индивидуумом, не говоря о банальном самоубийстве, это и наркомания, и алкоголизм, и экстремальный спорт) Многие учёные поддерживают и развивают идеи Аристотеля, указывая на то, что щекотке подвержены жизненно важные для человека места: шея, область живота и талии (но ещё и подмышки и пятки, без которых как показывает практика вполне можно жить).

            Любопытно, что щекотке подвержен не только человек, но и обезьяны, и крысы, то есть довольно высокоразвитые животные.

Чарльз Дарвин в своё время предположил, что щекотка (sic!) укрепляет социальные связи!!! Ну, типа, все мы одним миром мазаны, и щекотки боятся и короли, и шуты:)
            Щекотка щекотке рознь: Knismesis – или "легкая щекотка" (греч.) может быть вызвана прикосновением к коже перышка, травинки, или, например, ползаньем мухи. О Gargalesis – жёсткая щекотка, граничащая с пыткой, когда человек начинает неудежимо смеяться и даже визжать. В Средневековье, кстати, так наказывали преступников. Привязывали человека на городской площади, оголив ему пятки, и каждый проходящий мог пощекотать преступника, шутки и справедливости ради, а иногда ноги преступника посыпали солью и подгоняли к нему стадо овец, которые с удовольствием вылизывали солёные пятки.

Мне думается, что щекотка это своего рода индикатор ситуации, своеобразный маятник эмоций. Ведь одно и то же прикосновение, сделанное: самим человеком, механическим автоматом, насекомым, любимым тебе человеком, врагом и человеком который тебе безразличен вызывает совершенно разную реакцию: от полного безразличия до ужасающей пытки, от блаженного удовольствия, до брезгливого отвращения.

            В общем, щекотка – явление загадочное непонятное и до сих пор непонятое.


   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.