Мастерская трафаретов
Stencil Studio
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



МАСТЕРСКАЯ ТРАФАРЕТОВ (куратор Николай Селиванов) 

Трафареты

«Мастерская художественного проектирования» под руководством
Николая Селиванова

http://art-edu-studio.narod.ru

Партнер проекта: «ПRОЕКТ_FАБRИКА»

http://www.proektfabrika.ru

 

Самый древний из известных человечеству памятников осмысленной
визуализации – отпечаток ладони на стене пещеры, стене первобытного
жилища, выполненный в технике трафарета (рука – маскирует поверхность,
краска нанесена вокруг силуэта). Миллионы лет человеческой истории
сохранили до этот самый простой и эффективный способ самовыражения,
предъявления себя миру, сутью которого остается жест, оставляющий
уникальный след. Но за это время изменилось жилище. Теперь это
мегаполис с множеством поверхностей. Изменился и сам след. Теперь
это отпечаток не руки, а мысли. Поэтому девизом проекта «Трафареты»
стала формула «меньше краски, больше ума». Собственно, краска была
предложена одна – черная.

 

Среди культурно-эстетических программ уличного искусства трафарет
отличает именно интеллектуальность. Знаки, символы, игра со смыслами
требуют ясности мысли и лаконичности выразительных средств. Таким
средством и является трафарет – одноцветное силуэтное изображение.

 

Другой аспект – бесконечное тиражирование образа, осуществляемое
с помощью нанесения изображения через прорезь. Эта простая технология
и создавалась с целью предельно упростить процесс множественного
воспроизведения образа. В этом смысле трафарет позволяет сделать
присутствие какой-либо идеи ощутимым в самом большом мегаполисе.

 

Можно очень ясно определить и эстетические критерии трафаретных
изображений, в основе которых находится выразительность
графического силуэта, особенности материалов, из которых врезан
трафарет и способ нанесения краски.

 

Один из интригующих аспектов трафарета, как и всех видов уличного
искусства – это криминальный контекст творчества, выраженный
в угрозе преследования художника за «порчу» стен. Этот аспект
придает социальную остроту уличному искусству. Кроме того,
возможность лаконично манифестировать острые социальные
проблемы выдвигает этот жанр искусства на самый передний край
актуального искусства.

Все это превращает уличный трафарет в объект самого пристального
внимания со стороны профессионалов – художников и теоретиков искусства.

 

Но для нас трафарет – это еще и культурная память, это продолжение
идей футуристов и русского революционного  авангарда, стремившихся
сделать город средой творческой коммуникации.

 

Представленные работы должны показать разные аспекты трафаретного
искусства.

Во-первых, это трафарет как вещь. То есть плоскость из какого-либо
материала, в которой сделана прорезь. Это матрица, уникальный
материальный носитель идеи.

Во-вторых, многослойность изображений, наслаиваемых и пристраиваемых
разными авторами к образам друг-друга на обобществленных поверхностях.
Здесь уместны ассоциации с палимпсестами средневековых манускриптов.

Далее, уникальность, «портретность» трафаретных изображений,
мультиплицирующих образ автора, Наверное, это своеобразная форма
подростковой борьбы со страхом конечности бытия, которую можно
преодолеть с помощью множественной саморепродукции.

Наконец, в этих работах можно оценить художественно-пластическую
и формальную выразительность графических монументальных образов.

 

Два самостоятельных проекта – «Книга-город» (фотовыставка – трафареты
на стенах города) и «Портреты» (книги-раскладушки с трафаретными
изображениями) локализуют тему уличного трафарета в рамках книжной темы.

 

Часть экспозиции составлена из трафаретов, созданных во время
проведения воркшопа в выставочном пространстве «Проект Фабрика».

 



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.