пресс-релиз
press-realize
1 2 3 4 5 6 7 8

Гуманитарный портал ''Артбург''



 ВЫСТАВКА «РУЧНАЯ КНИГА»

в Государственном музее-заповеднике «Царицыно»

    Попадая в Музей-заповедник «Царицыно»,  и взрослые посетители и дети оказываются  в праздничном,  немного сказочном,  немного нереальном, и одновременно как будто всегда существовавшем на страницах и в иллюстрациях любимых детских книг мире,  -  где прекрасные феи  в каретах из ореховых скорлупок подъезжают по усыпанным песком дорожкам  к прекрасным маленьким дворцам, стоящим среди тенистых деревьев, и затем,  взбегая по ступеням  красивых лестниц, скрываются за нарядными дверями от нескромных взоров в таинственных  покоях. 

   На  эту грезу наяву больше всего и похоже прекрасное баженовское Царицыно со своими кирпично-белокаменными,  большей частью миниатюрными, как  «полуциркульный» дворец или «кавалерский» корпус, а иногда и более крупными, но тоже празднично-игрушечными, как «хлебный дом» дворцами,  фигурными мостиками и «виноградными» воротцами.  Если забыть на минуту о  громадном  казаковском   дворце,  то можно представить, что  баженовское Царицыно,  -  столица прекрасного царства-государства, в котором большинство из нас,  уже  «побывало» в детстве. Ведь много-много лет назад  мы сами строили дворцы из кубиков-кирпичков,   зачитывались сказками Андерсена и братьев Гримм, русскими народными сказками и наслаждались иллюстрациями к ним.  Теперь, став взрослыми, мы видим, что баженовское  Царицыно  больше напоминает  существующую наяву столицу нашего прекрасного и милого детского царства-государства, чем   державные дворцы-палаты реальной и грозной матушки-царицы Екатерины II. Эта сказочность,  «игрушечность»  Царицыно,  далекая от державного величия,  наверное,  матушке-царице  и не понравилась, потому и велела она баженовские,  милые  миниатюрные и сказочные дворцы разобрать, перестроить, снести, забросить.

   Зато теперь нет, наверное, лучше в мире места, чем музей «Царицыно», чтобы показать взрослым и детям, приходящим полюбоваться царицынским парком и царицынскими дворцами,  две выставки «Книга художника» и «Детская книга».

   Ведь и «Книга художника» и «Детская книга»   -  это  прежде всего обращение  авторов   к собственным любимым детским историям  и  к другим детям и взрослым , для которых   авторы-писатели  и авторы-художники сочиняют,  рисуют, издают,  а иногда  делают  чем-то похожие на баженовские дворцы необычные «книги художника».

      Как бы ни поражали разнообразием форм, и как бы внешне не отличались «книги художника» от привычных, хорошо знакомых и с детства любимых зрителями книжек в переплетах, в основе всех экспонируемых на выставке работ лежит «идея книги». Без обращения художников к идее и образу книги, демонстрируемые на выставке работы просто не родились бы, вместо них возникла бы серия графических листов или скульптура, или что-то еще, а не книги художника, – это принцип их создания.  Для  «книги художника» не нужны (как правило) издательство,  сотрудники и менеджеры , редактор и директор,  книжные магазины, и т.д. и т.п., а нужен только один единственный человек – сам художник,  его сердце,  его руки,  немного материалов и инструментов.

 Сегодня «книгой художника» занимается множество людей. Видимо, это такая область творчества, в которой многие современные художники интуитивно чувствуют себя столь же интимно, столь же свободно и так же защищены от тотальной агрессии окружающей среды, как чувствовали себя когда-то, в 1960–1980-е годы, те люди творческих профессий, которые со службы в госучреждениях сознательно уходили работать дворниками, сторожами, операторами котельных. Можно предположить, что расцвет книги художника, который мы сегодня наблюдаем, – это явление гуманистического «этажа» современной культуры, вызванное потребностью и самих художников, и зрителей, и самой культуры в «жанре-убежище». По афористичному и парадоксальному выражению одного из участников выставки, «книгой художника» художники защищаются «от агрессии современного искусства» и, добавим, агрессии современной жизни. Доля истины в этих словах есть: уже сама демонстрация выставок книг художника в каком-либо месте делает, как мы неоднократно замечали, атмосферу этого места гуманной и  благородной.

   Возможность представить посетителям Музея «Царицыно» (среди которых много и детей и взрослых) выставку  «Книга художника» кажется нам особенно интересной и ценной тем, что сегодня в среде учащихся формируется отношение  к не присутствующим в Интернете текстам (попросту говоря, книгам на бумажных носителях) почти как к артефактам «первобытной археологической культуры». В противоположность подобному отношению, выставка «Ручная книга» дает зрителям возможность увидеть и интуитивно почувствовать «материю книги» (ее образность, эстетику, конструкцию, вещественность) не как технически и морально устаревшего средства хранения и передачи информации, а как неиссякаемого источника и объекта эстетического наслаждения и интеллектуального интереса, «первоатома» космоса культуры. Авторские книги художников наглядно демонстрируют, что возможность держать их в руках, осязать их фактуру, разглядывать иллюстрации, любоваться построением и соотношением элементов на странице, особенностями шрифтов, текстурой бумаги, переплетом, ощущать запах печати не заменимы текстами на экране компьютера. Разница между словами: УДИВЛЕНИЕ необычно сделанной книгой и УВЛЕЧЕНИЕ хорошими изданиями книг – всего в несколько букв.

   В то же время в пространстве «Хлебного дома» экспонаты выставки  «Ручная книга»  как бы говорят зрителям : помните, что создавать что-то интересное и играть  – это две стороны одной медали. Книга художника и баженовские дворцы –  продукт игры воображения и мысли, созданные не для утверждения власти,  демонстрации ее мощи и повышения ее рейтинга, а потому, что это интересно их авторам.  Потому баженовские дворцы и книги художника рождают у зрителей сходные  мысли и чувства -  о важности  и самодостаточности  творческого начала и бескорыстия как при создании книг, так и в архитектуре.

  Можно сказать, что «книга художника» по своему  продолжает сегодня то, что делал и любил первый и главный автор Царицыно – великий русский архитектор Василий Иванович Баженов.

       Надеемся, что выставка «Ручная книга» станет для посетителей Государственного музея «Царицыно» источником новых эстетических и интеллектуальных впечатлений, предметом удивления, а возможно и «подтолкнет» кого-то из зрителей к библиофильству, к коллекционированию авторских книг художника или даже к их созданию.

      Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) благодарит за содействие в организации выставки и партнерское участие в программе «Современное искусство в открытом обществе» руководство Государственного Музея «Царицыно»,  а  г-на  Джоэля Нея  за финансовую поддержку  издания  буклета  выставки.

 

Кураторы выставки «Ручная книга»

 Юрий Самодуров, Василий Власов, Виктор Лукин



   
 
      На ''Яндекс'' Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог!

© М. Погарский, 2003© "Северная звезда", 2003    © "CONTROL+A", 2003Programed by Foreman Electronics, 2003

.