ВЫСТАВКА «РУЧНАЯ КНИГА»
в Государственном музее-заповеднике «Царицыно»
Попадая в Музей-заповедник «Царицыно», и взрослые посетители и дети оказываются в праздничном, немного сказочном, немного нереальном, и одновременно как будто всегда существовавшем на страницах и в иллюстрациях любимых детских книг мире, - где прекрасные феи в каретах из ореховых скорлупок подъезжают по усыпанным песком дорожкам к прекрасным маленьким дворцам, стоящим среди тенистых деревьев, и затем, взбегая по ступеням красивых лестниц, скрываются за нарядными дверями от нескромных взоров в таинственных покоях.
На эту грезу наяву больше всего и похоже прекрасное баженовское Царицыно со своими кирпично-белокаменными, большей частью миниатюрными, как «полуциркульный» дворец или «кавалерский» корпус, а иногда и более крупными, но тоже празднично-игрушечными, как «хлебный дом» дворцами, фигурными мостиками и «виноградными» воротцами. Если забыть на минуту о громадном казаковском дворце, то можно представить, что баженовское Царицыно, - столица прекрасного царства-государства, в котором большинство из нас, уже «побывало» в детстве. Ведь много-много лет назад мы сами строили дворцы из кубиков-кирпичков, зачитывались сказками Андерсена и братьев Гримм, русскими народными сказками и наслаждались иллюстрациями к ним. Теперь, став взрослыми, мы видим, что баженовское Царицыно больше напоминает существующую наяву столицу нашего прекрасного и милого детского царства-государства, чем державные дворцы-палаты реальной и грозной матушки-царицы Екатерины II. Эта сказочность, «игрушечность» Царицыно, далекая от державного величия, наверное, матушке-царице и не понравилась, потому и велела она баженовские, милые миниатюрные и сказочные дворцы разобрать, перестроить, снести, забросить.
Зато теперь нет, наверное, лучше в мире места, чем музей «Царицыно», чтобы показать взрослым и детям, приходящим полюбоваться царицынским парком и царицынскими дворцами, две выставки «Книга художника» и «Детская книга».
Ведь и «Книга художника» и «Детская книга» - это прежде всего обращение авторов к собственным любимым детским историям и к другим детям и взрослым , для которых авторы-писатели и авторы-художники сочиняют, рисуют, издают, а иногда делают чем-то похожие на баженовские дворцы необычные «книги художника».
Как бы ни поражали разнообразием форм, и как бы внешне не отличались «книги художника» от привычных, хорошо знакомых и с детства любимых зрителями книжек в переплетах, в основе всех экспонируемых на выставке работ лежит «идея книги». Без обращения художников к идее и образу книги, демонстрируемые на выставке работы просто не родились бы, вместо них возникла бы серия графических листов или скульптура, или что-то еще, а не книги художника, – это принцип их создания. Для «книги художника» не нужны (как правило) издательство, сотрудники и менеджеры , редактор и директор, книжные магазины, и т.д. и т.п., а нужен только один единственный человек – сам художник, его сердце, его руки, немного материалов и инструментов.
Сегодня «книгой художника» занимается множество людей. Видимо, это такая область творчества, в которой многие современные художники интуитивно чувствуют себя столь же интимно, столь же свободно и так же защищены от тотальной агрессии окружающей среды, как чувствовали себя когда-то, в 1960–1980-е годы, те люди творческих профессий, которые со службы в госучреждениях сознательно уходили работать дворниками, сторожами, операторами котельных. Можно предположить, что расцвет книги художника, который мы сегодня наблюдаем, – это явление гуманистического «этажа» современной культуры, вызванное потребностью и самих художников, и зрителей, и самой культуры в «жанре-убежище». По афористичному и парадоксальному выражению одного из участников выставки, «книгой художника» художники защищаются «от агрессии современного искусства» и, добавим, агрессии современной жизни. Доля истины в этих словах есть: уже сама демонстрация выставок книг художника в каком-либо месте делает, как мы неоднократно замечали, атмосферу этого места гуманной и благородной.
Возможность представить посетителям Музея «Царицыно» (среди которых много и детей и взрослых) выставку «Книга художника» кажется нам особенно интересной и ценной тем, что сегодня в среде учащихся формируется отношение к не присутствующим в Интернете текстам (попросту говоря, книгам на бумажных носителях) почти как к артефактам «первобытной археологической культуры». В противоположность подобному отношению, выставка «Ручная книга» дает зрителям возможность увидеть и интуитивно почувствовать «материю книги» (ее образность, эстетику, конструкцию, вещественность) не как технически и морально устаревшего средства хранения и передачи информации, а как неиссякаемого источника и объекта эстетического наслаждения и интеллектуального интереса, «первоатома» космоса культуры. Авторские книги художников наглядно демонстрируют, что возможность держать их в руках, осязать их фактуру, разглядывать иллюстрации, любоваться построением и соотношением элементов на странице, особенностями шрифтов, текстурой бумаги, переплетом, ощущать запах печати не заменимы текстами на экране компьютера. Разница между словами: УДИВЛЕНИЕ необычно сделанной книгой и УВЛЕЧЕНИЕ хорошими изданиями книг – всего в несколько букв.
В то же время в пространстве «Хлебного дома» экспонаты выставки «Ручная книга» как бы говорят зрителям : помните, что создавать что-то интересное и играть – это две стороны одной медали. Книга художника и баженовские дворцы – продукт игры воображения и мысли, созданные не для утверждения власти, демонстрации ее мощи и повышения ее рейтинга, а потому, что это интересно их авторам. Потому баженовские дворцы и книги художника рождают у зрителей сходные мысли и чувства - о важности и самодостаточности творческого начала и бескорыстия как при создании книг, так и в архитектуре.
Можно сказать, что «книга художника» по своему продолжает сегодня то, что делал и любил первый и главный автор Царицыно – великий русский архитектор Василий Иванович Баженов.
Надеемся, что выставка «Ручная книга» станет для посетителей Государственного музея «Царицыно» источником новых эстетических и интеллектуальных впечатлений, предметом удивления, а возможно и «подтолкнет» кого-то из зрителей к библиофильству, к коллекционированию авторских книг художника или даже к их созданию.
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) благодарит за содействие в организации выставки и партнерское участие в программе «Современное искусство в открытом обществе» руководство Государственного Музея «Царицыно», а г-на Джоэля Нея за финансовую поддержку издания буклета выставки.
Кураторы выставки «Ручная книга»
Юрий Самодуров, Василий Власов, Виктор Лукин
|